Что такое датчик фаз


описание, основные функции, расположение, признаки неисправности

Датчик фаз

Датчик фаз (ДФ) – один из многочисленных датчиков, обеспечивающих работу двигателя. Датчик фаз так же называют ещё «датчик положения распределительного вала (ДПРВ)».

Данный датчик не устанавливается в карбюраторном моторе, да и в первых моделях инжекторов ВАЗа. Датчик присутствует во всех 16-ти клапанных моторах автоваза; На 8-ми клапанных с нормой токсичности евро-3 и с фазированным, последовательно распределённым впрыском топлива; Стоит отметить, что в период с 2004г по 2005г на такие двигатели как 2111, 2112,21114, 21124 с блоками управления двигателем Bosch M7.9.7 и Январь 7.2 началась массовое внедрение Датчиков фаз.

Зачем нужен датчик фаз?

Датчик фаз предназначен для определения цикла работы двигателя и формирования импульсного сигнала. Датчик фаз интегральным датчиком, т.е. включает чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала в импульс. Чувствительный элемент датчика работает по принципу Холла, реагируя на изменения магнитного поля. Вторичный элемент датчика содержит в себе мостовую схему, операционный усилитель, выходной каскад. Выходной каскад выполнен по типу открытого коллектора.

Работа датчика фаз представляет собой  выбор такта для первого цилиндра: распредвал определяет какой клапан открыт, какая фаза газораспределения. В карбюраторных моторах данного датчика нет. Дело в том, что карбюраторный мотор подаёт искру свечи в момент сжатия и в конце пуска отработавших газов, а для такого принципа работы достаточно показаний датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Данный тип работы двигателя носит название «система зажигания».

На инжэкторных двигателях, когда датчик фаз(ДФ) умирает, загорается чек, и двигатель переходит  с фазированного впрыска на систему зажигания, то есть опираясь всего лишь на показания ДПКВ.

В чём преимущество фазированного впрыска?

Ситема фазированного впрыска устроена следующим образом: датчик фаз передают импульс на ЭСУД , который управляет подачей топлива и форсунка впрыскивает бензин в цилиндр перед самым открытием впускного клапана. Когда клапан открылся, воздух всасывается в впускной клапан и топливо активно перемешивается с воздухом.

Датчик фаз

Где находится датчик фаз?

Датчик фаз стоит на двигателе со стороны воздушного фильтра, рядом с головкой блока цилиндров. Обратите внимание на рисунок.

Признаки неисправности датчика фаз

Если у вас появились следующие признаки, то скорее всего неисправен датчик фаз (дф).

  1. Во время запуска двигателя, стартер крутится 3-4 секунды, затем двигатель запускается и загорается чек эйндж. В этом случае, во время запуска, эбу ждёт показания с датчика фаз, недожидается и переходит в режим работы двигателя опираясь на систему зажигания (по ДПКВ).
  2. Повышенный расход бензина. (Так же читайте: Причины большого расхода топлива на ВАЗ).
  3. Сбои режима самодиагностики.
  4. Снижение динамики двигателя. (так же причина может быть в ДМРВ и в низкой компрессии двигателя).

Ошибка датчика фаз

0340

 Ошибка датчика фазы.
0343 Высокий уровень сигнала датчика фаз (Датчик положения распределительного вала – высокий сигнал)

При неисправности датчика загорается чек и выскакивает ошибка P0340 – «Ошибка датчика фазы» или «неисправен датчик положения распредвала». Но как уже говорилось с самого начала, что описание проблемы разное, а суть то одна: (ещё раз повторюсь) датчик фаз и датчик положения распредвала – это один и тот же датчик. Более подробно о возникновении ошибки и способах устранения читайте в статье: Ошибка датчика фаз Чаще всего ремонт обходится просто: нужно заменить датчик на новый (Как заменить датчик фаз?).

Цена на датчик фаз

Примерная стоимость датчика фаз(ДФ) составляет 250-300р.

где находится датчик распредвала, его назначение и неисправности

Инжекторный бензиновый и дизельный двигатель с электронным управлением оснащается большим количеством различных датчиков. Указанные датчики ЭСУД контролируют работу мотора,  управляют подачей топлива, фиксируют всевозможные сбои и т.д. Фактически, без нормальной работы электронной системы современный двигатель или не сможет работать, или же будет работать со сбоями, перейдет в аварийный режим и т.д.

При этом важнейшими датчиками считаются ДПКВ и датчик фазы (датчик положения распределительного вала, установленный на некоторых моторах). Далее мы рассмотрим, что такое датчик фазы (ДПРВ или ДФ), как он устроен и работает, какие функции выполняет датчик данного типа, а также какие неисправности и сбои указывают на проблемы с датчиком фаз.

Содержание статьи

Датчик фазы: назначение, устройство и принцип работы

Начнем с того, что если рассматривать датчик фаз ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и других автомобилей отечественного и иностранного производства, многие модели оснащаются данным элементом и конструктивно решение везде похожее. Датчик положения распределительного вала фактически отслеживает положение распределительного вала в ГБЦ. Если иначе, этот датчик определяет, в каком положении находится механизм газораспределения.

При помощи этого датчика удается определить начало цикла работы двигателя по первому цилиндру в ВМТ (верхняя мертвая точка). В свою очередь, это необходимо для нормальной работы системы фазированного впрыска. Указанный датчик тесно связан с ДПКВ. ЭСУД получает показания от обоих датчиков, после чего ЭБУ формирует импульсы на впрыск топлива и зажигания в каждом отдельном цилиндре.

Датчик фазы ставят только на бензиновые моторы с распределенным фазированным впрыском, а также на некоторые дизельные ДВС. Установка датчика позволяет  максимально просто реализовать фазированный впрыск топлива и зажигание для каждого цилиндра с отдельным учетом режима работы силового агрегата.

Например, на моторах с карбюраторной дозирующей системой такой датчик не нужен, так как рабочая смесь топлива и воздуха  подается в общий коллектор,  тогда как зажиганием управляет распределитель зажигания  и/или датчик положения коленвала.

Еще датчик фазы активно используется на моторах с системой изменения фаз газораспределения. В такой системе стоят  датчики фаз для каждого распредвала,  которые по отдельности управляют управляющих впускными и выпускными клапанами. Системы электронного управления  на подобных моторах сложнее.

Как работает и как устроен датчик фаз

Итак, если отдельно рассматривать указанный датчик, то на многих авто в плане конструкции он похож. Другими словами, датчик распредвала ВАЗ 2114 по функциональности и назначению не будет сильно отличаться от какой-либо иномарки аналогичного класса. 

Сегодня активно применяются датчики, в основе которых лежит эффект Холла. Данный эффект заключается в том, что возникает разность потенциалов в полупроводниковой пластине, когда по ней протекает постоянный ток и она помещена в магнитное поле.

Сам датчик Холла относительно простой: квадратная или прямоугольная пластина из полупроводника, с четырех сторон которой подключены контакты (пара входных для подачи постоянного тока, а также пара выходных для передачи сигнала). Вся эта конструкция выполнена в виде небольшой микросхемы, заключенной в корпус вместе с магнитом и дополнительными элементами.

Датчики фаз бывают двух типов:

  • щелевой датчик;
  • стержневой или торцевой датчик;

Датчик щелевой  имеет форму в виде буквы П, в разрезе  проходит отметчик распредвала (репер). Корпус может быть разделен на две части (в одной стоит постоянный магнит,  тогда как во второй установлен чувствительный элемент). Как в первой, так и во второй части установлены магнитопроводы особой формы, которые реализуют изменение магнитного поля в момент прохождения отметчика.

Торцевой датчик  выполнен в форме цилиндра, отметчик распредвала проходит перед торцом. В датчике данного типа чувствительный элемент установлен в торце, сверху стоит постоянный магнит, а также магнитопроводы.

Также можно добавить, что ДПРВ является интегральным датчиком, сочетая чувствительный элемент (формирование сигнала) и преобразователь-усилитель сигнала,  который подает  подходящий для обработки сигнал на ЭБУ. Преобразователь интегрирован в датчик, что упрощает установку и настройку системы

  • Идем далее. Что касается принципа работы, на разных авто датчик работает практически одинаково (например, датчик распредвала 2114). Такой датчик  функционирует в паре с диском (задающий диск), который стоит на распредвале. Указанный диск может иметь отметчик-репер, который имеет ту или иную конструкцию. Основная задача — во время работы  отметчик должен пройти перед датчиком (также проход может быть реализован в зазоре датчика).

В момент прохода перед датчиком отметчик замыкает выходящие из него магнитные линии, это меняет магнитное поле, которое пересекает чувствительный элемент. В свою очередь, датчик способен сформировать электрический импульс. Этот импульс усиливается, а после видоизменяется (преобразовывается), после чего осуществляется подача  полностью готового выходного сигнала на ЭБУ силовой установкой.

Обратите внимание, щелевой и торцевой датчики имеют разные в плане конструкции задающие диски. Щелевой датчик получает диск с воздушным зазором. Данная схема предполагает, что управляющий импульс будет сформирован во время прохождения зазора.  Торцевой датчик  означает, что с ним используется диск с зубцами (зубчатый задающий диск). Также могут быть использованы короткие реперы. В свою очередь, управляющий импульс  создается в момент прохождения репера.

На моторах с инжектором диск и датчик фазы стоят так, чтобы импульс  от  ДПРВ был сформирован в момент  прохождения ВМТ в первом цилиндре.  В этот же момент  сигнал подается от ДПКВ,  после чего система учитывает показания этих датчиков. Далее ЭБУ посылает сигналы на впрыск топлива и зажигания с учетом порядка работы цилиндров ДВС.

Синхронная работа ДПРВ и ДПКВ позволяет  гибко отслеживать любые изменения частоты вращения коленчатого вала и режима работы мотора, а также обеспечить точный впрыск горючего и четкую работу системы зажигания.

Кстати, что касается дизельных моторов,  система работает точно так же, но есть одна отличительная особенность. Система следит за положением поршня в каждом отдельном цилиндре. Для реализации такой функции задающий диск  имеет несколько основных и дополнительных отметчиков-реперов, которые отличаются друг от друга по ширине.

Когда система работает, именно по разным отметчикам удается определить, в каком из цилиндров поршень находится в ВМТ. В свою очередь, принимая за основу эти данные, ЭБУ управляет работой форсунок.

Признаки неисправности датчика распределительного вала

Как уже было сказано выше,  на двигателях с датчиком фаз  система управления ДВС опирается на показания указанного датчика. Само собой, если датчик выходит из строя или работает со сбоями, двигатель будет работать неустойчиво. Если датчик выходит из строя,  ЭБУ переведет двигатель в режим парафазного впрыска топлива. Фактически, управление будет происходить только с учетом показаний датчика коленчатого вала.

При этом важно понимать, что без датчика распредвала  ЭБУ не сможет определить начало цикла работы двигателя,  то есть каждая форсунка  будет принудительно впрыскивать половину дозы топлива два  раза в рамках одного цикла. С одной стороны, это позволит подавать рабочую смесь в  каждый цилиндр, то есть мотор будет работать.  Однако с другой расход топлива увеличится, мотор не будет работать ровно и четко.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое датчик детонации (ДД). Из этой статьи вы узнаете о назначении, устройстве, принципах работы, а также основных признаках неисправности датчика детонации и способах проверки датчика детонации двигателя автомобиля.

Как правило, на отечественных форумах можно встретить проблему с мотором ВАЗ 2114, датчик распредвала при этом многими упускается из виду. В свою очередь, именно при детальной и углубленной диагностике именно датчик фаз ВАЗ 2114 вполне может оказаться неисправным элементом. Также это касается и других авто как отечественного, так и иностранного производства.

Обычно при выходе из строя датчика фаз на приборной панели горит «чек», мотор теряет мощность, работает с перебоями, перерасходует топливо, теряется мощность. Зачастую в памяти ЭБУ прописан код ошибки датчика фаз. В рамках компьютерной диагностики это позволяет определить, что датчик фазы ВАЗ 2114 или любого другого авто вышел из строя. 

Главное, провести диагностику и правильно расшифровать коды ошибок, после чего выполнить проверку и заменить датчик при такой необходимости. Также может потребоваться провести настройку ЭСУД после замены датчика.

Подведем итоги

Как видно, при условии наличия датчика фаз именно фазированный впрыск позволяет получить от двигателя максимум мощности и эффективности. Когда датчик в норме, мотор оптимально работает  на разных режимах, под нагрузкой и т.д. Это достигается благодаря слаженной работе ДПРВ и ДПКВ. В свою очередь, датчики позволяют точно управлять впрыском и зажиганием.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое датчик ДМРВ. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы, а также признаках неисправностей, способах диагностики и ремонта датчика воздуха на примере ВАЗ 2114.

Напоследок отметим, что  если датчик фаз вышел из строя, замена датчика распредвала зачастую является оптимальным решением. Дело в том, что такие датчики не отличаются особой ремонтопригодностью и лучше сразу заменить проблемный элемент на новый датчик или заведомо рабочий б/у. С учетом относительно доступной стоимости, именно замена позволяет быстро решить проблему и полностью восстановить работоспособность ДВС.

Что такое датчик фаз? - Клуб 2108

Датчиком фаз принято называть датчик положения распредвала, сокращенно ДПРВ, он один из многих, отвечает за работу двигателя. На карбюраторных двигателях и на первых инжекторных моделях ВАЗ такой датчик не был предусмотрен и не устанавливался. Его стали ставить на все 16-ти клапанные моторы и на 8-ми клапанные с допуском токсичности ЕВРО-3, для которых был характерен распределенный по фазам впрыск топлива. Начиная с 2004 года на моделях автомобилей ВАЗ, с блоком управления на двигатель, датчики фаз стали внедрять массово.

Датчик фаз располагается рядом с воздушным фильтром на двигателе. Основным его предназначением является определить работу двигателя по циклам и сформировать импульсный сигнал. Датчик фаз – это интегральный прибор, способный включить высокочувствительный элемент и преобразовывает сигнал в импульс. Высокочувствительный элемент способен реагировать на изменения в магнитном поле, а вторичный преобразователь имеет принцип мостовой схемы, выходного каскада и операционного усилителя. Принцип работы выходного каскада такой же, как в открытом коллекторе. Принцип работы датчика фаз заключается в выборе такта в первом цилиндре, что позволяет распределительному валу определить последовательность открытия клапанов и фазы газораспределения.

 

Чем фазовый впрыск лучше?

На двигателях с установленным карбюраторным впрыском такой датчик отсутствует. Это обусловлено его принципом действия, который заключается в подаче искры со свечи в момент, когда происходит сжатие и при выпуске отработанных газов. Для такого механизма потребуются только показания с датчика коленвала или ДПКВ. Такой принцип работы двигателя принято называть системой зажигания. На двигателях с установленным инжекторным впрыском, при выходе из строя датчика фаз на приборной панели загорается лампочка ошибки «Check Engine», и они автоматически переходят с фазового впрыска топлива на систему зажигания, ориентируясь при этом на показания датчика положения коленвала.

Схема действия фазового впрыска заключается в передаче импульса с датчика фаз на электронную систему управления двигателем (ЭСУД), которая распределяет подачу топлива и дает команду для форсунки на впрыск бензина в рабочий цилиндр, перед тем как будет открыт впускной клапан. После открытия клапана в цилиндр всасывается воздух, который быстро смешивается с топливом, образуя топливовоздушную смесь.  

Как определить неисправность датчика фаз?

- При запуске мотора, начинает работать стартер, происходит запуск двигателя и сразу загорается лампочка «Check Engine». Такая схема характерна, если при запуске блок управления ожидает показаний датчика фаз, не получает их и срабатывает переход на систему зажигания.

- Значительное увеличение расхода топлива.  

- Снижение динамичности двигателя.  

Владея популярным автомобилем марки CITROEN, следует проводить плановое обслуживание и ремонт только у официального дилера, одной из крупнейших компаний Major. Обслуживание ситроен, это простое и беззаботное мероприятие если оно проводиться группой профессиональных специалистов в своем кл

Датчик положения распредвала: описание, принцип действия, проверка

Датчик Холла распредвала нужен для передачи данных по узнаванию цилиндра и/либо количеству оборотиков распредвала на управляемый блок. Он нужен еще для механизмов впрыскивания с режимом следующего один за другим впрыскиваний и/либо для механизмов зажигания без распределяющего элемента с зажигательными катушками с одной искрой. Прибор для измерения зондирует зубики, штифты, диски с зубиками импульсного прибора для измерения либо датчиковые диски, которые закреплены на распредвале, либо на приводе распредвала.

Местоположение датчика положения распределительного вала

На многих автомобилях ДПРВ расположен около головки цилиндрового блока. Для его нахождения нужно смотреть на место распредвала. Он может быть, как справа, так и слева движка. Местоположение прибора для измерения распределительного вала меняется зависимо от модельки и марочки машины. Как правило он бывает близ места ремешка сверху либо в изолированных местах проводов, которые расположены спереди движка. Еще бывает, что прибор для измерения ставят сзади ГБЦ. Немногие производители авто ставят датчик в определенном отсеке снизу капота (к примеру, на автомашинах марки Дженерал Моторс).

Далее рассмотрим несколько вариантов местоположения ДПРВ на различных авто.

Датчик положения распредвала на Опель Астра

Датчик положения распредвала на ВАЗ 2114

ДПРВ на Фольксваген Поло

Принцип деятельности ДПРВ

Есть три вида приборов для измерения положения распредвала:

  • С магнитом (индуктивного вида). Принцип работы происходит на прохождении в непрерывном поле магнита предмета из металла (зубика). Датчики с магнитом, как правило, бывают с двумя выводами.
  • Сделанные на эффекте Холла. Делают фиксацию изменений поля магнита около измеряющего прибора. Эти датчики бывают, как правило, с тремя выводами.
  • На оптике. Принцип работы состоит в том, чтобы фиксировать прием и прерывание элементом фото светового луча, который излучает источник.

Самые известные датчики положения - это первые два вида. Датчики с оптикой ставятся только в немногих моделях автомашин (к примеру, авто на основе платформы Мазда Дже). В немногих марках автомашин бывает два и больше датчиков положения. К тому же, они могут быть различных видов.

Интегральный прибор для измерения

Прибор для измерения на эффекте Холла

Схема датчика с оптикой

Совместно с распредвалом делает вращатеьные движения ротор из материала с ферромагнитом. ИС Холла расположен посередине ротора и регулярного магнита, создающий поле с магнитом в вертикальном положении по отношению к детали Холла. При прохождении зубика рядом с чувствительным элементом датчика, напряжение поля магнита бывает изменено. Это приводит к индуцированию напряжения и в ИС Холла создается электронный сигнал. Таким образом, вращательные движения диска с зубиками датчика с импульсами распредвала изменяют напряжение Холла в ИС в головочке прибора для измерения. Изменение напряга бывает передано в управляемый блок и подвергается анализу.

Деятельные диаграммы разных датчиков

Прибор для измерения - интегральный, то есть, он состоит из чувствительного элемента и вторичного преобразователя сигнала. Главная задача прибора в фиксировании фаз цилиндра впуска и выпуска. Только потому у него есть еще одно имя - датчик фаз.

Что указывает на неисправность?

Когда ломается датчик положения распредвала форсунки срабатывают чаще в два раза (1 разочек при каждом обороте коленчатого вала). Причем, помимо этого, возникнут такие поломки ДПРВ:

  • Сильно увеличится расход топливной смеси.
  • Нестабильно станет работать авто при движении. Начнет дергаться рывочками, потеряет скоростные свойства. Бывает авто не может набрать больше 60 км в час. А двигатель заглохнет при движении.
  • На немногих автомашинах, при неисправности датчика положения распредвала, коробочка передач фиксируется в едином положении. Так бывает до тех пор, пока не выключить и включить снова движок. При повторении этой ситуации постоянно - можно говорить о выходе из строя у вашего авто ДПРВ.
  • При поломке прибора для измерения бывает, что искорка зажигания вся исчезает. В итоге бывают проблемы с запусканием движка.
  • Могут быть перебои в деятельности механизма самодиагностирования.
  • Лампочка «чек движка» бессистемно включается на оборотах движка вхолостую, а при высоких оборотах потухает.

Признаки, которые появились, будут закреплены желтенькой лампой на панели приборов. Так как управляемый блок находит неверную деятельность прибора для измерения СМР - то записывается в память кодовое обозначение ошибочки. Для расшифрования нужно пользоваться определенными устройствами. Частенько появляются такие кодовые обозначения ошибок:

  • P0300 - непостоянное/множественный пропуск воспламенения в механизме зажигания;
  • P0340 - отсутствует сигнал с ДПРВ;
  • P0341 - неверная фаза распределения газа;
  • P0342 - малый уровень сигнала ДПРВ;
  • P0343 - большой уровень сигнала ДПРВ;
  • P0344 - нестойкий (с перерывами) сигнал с ДПРВ;
  • P0365 - нет сигнала цепочки ДПРВ.

Вероятные причины поломки датчика

Причин поломки датчика положения распределительного вала бывает множество. Причем это, не в обязательном порядке, укажет на выход из строя именно датчика.

Часто проблемные вопросы появляются с проводами и прочими деталями схемы. Причиной поломки датчика либо проблем в его деятельности бывают такие факторы:

Сор и стружечка на каркасе датчика

  • датчик не соединен с сигнальными проводами;
  • есть влага в соединителе прибора для измерения;
  • замыкает на «массу» сигнальной проводки;
  • оборвался сигнальный провод;
  • замкнуло на сеть борта сигнальной проводки;
  • оборвалась экранирующая оболочка проводки либо жгутика;
  • оборвалась либо повредилась проводка питания прибора для измерения;
  • неправильно подключена проводка электрического питания;
  • неисправны высоковольтные цепи зажигания;
  • неисправный управляемый блок движка;
  • огромный либо маленький зазор посередине датчика и отметчика;
  • повышено биение торца шестерни распределительного вала;
  • имеются стружки на каркасе датчика.

Способ проверки прибора для измерения положения распредвала

Проверочка индуктивного прибора для измерения положения распредвала и прибора, который основан на эффекте Холла, имеют похожие выводы. Вам для этих целей потребуется мультиметр, который измерит регулярный напряг. Проверяем деятельность прибора, начав с этого:

ДПРВ с 3-мя проводами

  1. Проверяем подключенность прибора для измерения к жгутику сигнальной проводки. К нему обязаны подойти плюс 12 Вольт и «масса» (смотрим изображение).
  2. При наличии на приборе питания и «массы», нужно включить движок и сделать проверку наличия импульсных сигналов на сигнальной проводке.
  3. Проверяем, есть ли влага в соединителе. Для этого нужно разъединить прибор и штекер с сигнальной проводкой и сделать проверку сухости вилочки и розеточки. При наличии окисления либо грязи, нужно прочистить и просушить.
  4. Проверяем изоляцию проводки сигналов. Если там есть повреждения, то, как показывает статистика, это самая известная причина поломки. Прибор расположен вблизи движка. Потому изоляционные элементы перегреваются и потом становятся хрупкими - это и есть причина поломки, затем бывает коротенькое замыкание цепочки.
  5. Проверяем показания сопротивляемости изоляции индуктивного прибора для измерения. Обычно, оно бывает примерно 0,5-1 Ком. У некоторых приборов для измерения оно бывает больше (Подробно об этом можно узнать в книге к вашему авто). Важно, чтоб изоляция была цела.

Схема для проверки прибора для измерения ПРВ

Сделать проверку деятельности прибора для измерения, который основан на эффекте Холла, можно таким образом. Собираем схему, которая представлена на изображении.
Схема: 1 - каркас прибора для измерения;
2 - колодочка штекера;
3 - резистор с показанием сопротивляемости 0,5-0,6 кОм;
4 - световой диод марочки АЛ307;
5 - предмет из металла (к примеру, отверточка).

Как источник питания нужно взять автомобильное аккумуляторное устройство. Для проверки нужно перемещать предмет из металла рядом с измеряющим прибором. При его исправности световой диод кратко дает свечение. Когда такого не бывает - выходит, датчик поломан.

Есть еще один метод для проверки прибора для измерения, который основан на эффекте Холла. Нужно отсоединить прибор от разъемчика, а к его выводам подсоединить мультиметр в измеряющем режиме регулярного напряжения. Включить зажигание. Показатель напряжения между «массой» прибора для измерения и питательным контактом датчика должен быть в рамках 10-12 Вольт. Близ каркаса нужно подвигать предмет из металла. При изменении показателя на мультиметре прибор для измерения работает исправно. Иначе - неисправен.

Проверяем двухпроводный (индуктивный) датчик

Когда на вашем авто стоит прибор для измерения положения распредвала с двумя приводами (индуктивный вид), то проверять нужно его в таком порядке:

  • Установливаем мультиметр так, чтобы он измерял переменное напряжение.
  • Поворачиваем ключ зажигания без запускания движка.
  • Проверяем, есть ли напряг в цепочке. Потому 1 контактик мультиметра подсоединяем к «массе», а вторым проверяем каждый проводочек в разъеме прибора для измерения. Когда на одном не имеется напряжения - измерительный прибор в рабочем состоянии.

Иной метод таков:

  • Запускаем движок автомашины.
  • Один контактик мультиметра подсоединяем к 1-му проводу прибора для измерения, второй - к другому. Когда прибор работающий, то на тестере появится напряжение, которое колеблется в рамках 0-5 Вольт (точный показатель нужно посмотреть в книге к вашей автомашине). Когда напряж. отсутствует - прибор сломан.

Проверяем трехпроводный ДПРВ

Способ проверки прибора для измерения, который основан на эффекте Холла, делается в таком порядке:

  • Устанавливаем мультиметр в измеряющий режим регулярного напряж.
  • Поворачиваем ключ в зажигании, но, не запускаем движок.
  • 1 контакт прибора подсоединяем к «массе». Второй контакт - к проводу питания прибора для измерения положения. Сравниваем показанное напряжение с тем, что указано в книге к вашей автомашине.

Иной метод:

  • Запускаем движок.
  • Подсоединяем один контактик мультиметра к черненькому проводку прибора для измерения, второй контактик - к красненькому (провода питания). Полученный показатель напряжения должен совпасть с тем, что указан в книге авто. Когда на контактах отсутствует электричество - прибор нерабочий.

Обычно, прибор для измерения положения распределительного вала нельзя отремонтировать. Потому, если он сломался, нужно приобрести новенький. Его стоимость примерно 4-10 долларов зависимо от модели и фирмы прибора и автомашины.

Смена прибора для измерения распредвала

Прибор закреплен к каркасу одним болтиком. Как правило, с головкой на 10. Для его откручивания понадобится торцевой ключик. Прежде с датчика снимаем фишечку. Затем после откручивания болта, осторожно тянем прибор вверх, дабы достать его из места посадки.

Прежде, не стоит забывать о снимании клеммы с минусом с аккумулятора, это даст возможность не произойти замыканию, а еще сбросит в ЭБУ сведения об ошибочке (если клемму снимали около 3-5 мин).

Собирать нужно в обратной последовательности. Место посадки датчика нужно уплотнить кольцом из резины. Еще нужно учесть, что зазор монтажа посередине торца и верхней кромки штифта-отметки, должен быть в рамках 0,5- 1,2 миллиметра. Прибор для измерения ставят на место, крепят болтиками и соединяют фишку.

Процедура смены ДПРВ на автомашине «Лада»

Профессионалы советуют менять датчик каждые сто тысяч км езды либо один раз в пять лет (зависит от того, что произойдет быстрее). Этот совет вызван тем, что прибор для измерения функционирует в регулярном изменении температуры. Из-за этого случается градусный перепад полупроводниковой начиночки прибора, которая вредна для него.

  • Купить автомобиль, не выходя из дома. Теперь это возможно и в России

Смотреть все фото новости >>

Признаки неисправности датчика распредвала

Что происходит, когда изнашивается датчик положения распределительного вала

Признаки неисправности датчика распредвала

Это может произойти в любой момент безо всякого предупреждения. Представьте себе дорогие автомобилисты следующее: -Вы едете на машине по автошоссе и движетесь с большой скоростью и тут неожиданно для Вас двигатель в вашей машине просто выключается...(?) После того, как в этой ситуации Вы испытаете на себе неприятные мгновения, которые будут связаны с отключением гидроусилителя или электроусилителя рулевого управления с ухудшением эффективности тормозной системы, то вы тут-же припаркуете свой автомобиль на обочине, а далее будете гадать над определенным вопросом, что же произошло... Частой причиной такого неожиданного выключения двигателя при движении по дороге является неисправность датчика распредвала (датчик положения распределительного вала). 

 

Иногда этот датчик распредвала (CMP) может выйти из строя и без предупреждения, в результате чего двигатель просто глохнет. В некоторых и определенных случаях водитель может даже и не догадываться о произошедших проблемах с датчиком, и это будет происходить до тех самых пор пока двигатель автомобиля не будет просто- напросто запускаться.

 

Смотрите также: Как работает двигатель Koenigsegg без распредвала [Видео]

 

В нашей сегодняшней статье уважаемые читатели мы с вами рассмотрим основные признаки неисправности датчика положения распределительного вала, а заодно расскажем вам и о том, что необходимо делать в таком положении чтоб устранить данную неисправность. Но для начала давайте вместе конкретно узнаем, что же делает этот датчик в автомобиле.

 

Что такое Датчик положения распределительного вала (CMP)?

Признаки неисправности датчика распредвала

Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов.

 

В головке блока цилиндров двигателя автомобиля находится один или два распределительных вала, которые оснащены специальными лепестками и предназначены для работы впускных и выпускных клапанов. Коленчатый вал находится в самом блоке цилиндров, который, при получении крутящего момента от движения поршней в блоке передает этот крутящий момент с помощью шестерней непосредственно цепи ГРМ (или на ремень ГРМ) на распределительный вал. 

Признаки неисправности датчика распредвала

Распредвал

 

Чтобы определить изначально, какой цилиндр двигателя находится в такте, компьютер вашего автомобиля контролирует положение поворота распределительного вала относительно положения коленчатого вала с помощью как-раз датчика распредвала (СМР). Получаемая информация с датчика СМР необходима для настройки синхронизации подачи искры в камеру сгорания и для работы топливных форсунок. Таким образом, датчик распредвала напрямую влияет на расход топлива машины и на количество выбросов в выхлопе. 

 

Наиболее распространенные датчики распредвала это: -магнитные и основанные на эффекте Холла. Оба типа датчиков передают сигнал напряжения к электронному блоку управления двигателем или на бортовой компьютер автомашины. 

 

Магнитный тип датчика распредвала производит собственный переменный ток (так называемая синусоидальная волна). Обычно этот датчик имеет два провода. Ну а датчик основанный на эффекте Холла использует внешний источник питания для получения цифрового сигнала, имеет как правило, уже три провода. 

Признаки неисправности датчика распредвала

Датчик положения распределительного вала

 

В зависимости от марки и типа вашего автомобиля двигатель может иметь один или несколько датчиков распределительного вала. Также в вашей машине могут использоваться и два вида датчиков CMP. 

 

Симптомы неисправности датчика распредвала

 Признаки неисправности датчика распредвалаТакже, как и любая часть или компонент в вашем автомобиле, этот датчик CMP в конечном итоге рано или поздно просто перестанет работать из-за своего износа. Это происходит по-любому в случае, как только его максимальный срок службы истек. Обычно это случается из-за износа внутренней обмотки проволоки или из-за связанного с ней компонента.

 

Обычно в таком случае двигатель в машине начинает работать с перебоями, а признаки неисправности могут варьироваться по разному, т.е. в зависимости от типа износа датчика. Например, в датчике может износится тот же самый разъем, та жа внутренняя цепь датчика, или может выйти из строя связанный с датчиком компонент. 

 

На некоторых типах автомобилей при неисправности датчика положения распределительного вала, коробка передач может заблокироваться на одной из передач и будет заблокирована до тех пор, пока Вы не выключите двигатель и обратно его не запустите. Это может повторяться с определенной цикличностью.

  • Если датчик распредвала во время движения автомобиля начинает некорректно себя вести, т.е. работать, то Вы можете сами сразу почувствовать, что ваш автомобиль начал двигаться рывками и терять при этом еще и скорость.

 

  • При неисправности датчика распредвала Вы можете столкнуться с заметной потерей мощности самого двигателя. Например, ваша машина просто не сможет разогнаться свыше 60 км/час.

 

  • Двигатель в машине может глохнуть с перерывами, и все это из-за неисправности датчика СМР.

 

  • При выходе из строя датчика Вы заметите плохую работу двигателя, у него будут потеря динамичности, начнутся осечки при включении зажигания, толчки при разгоне, хлопки в системе выхлопа и т.п. неровности в работе.

 

  • На некоторых моделях автомобилей при неисправности датчика распредвала может полностью исчезнуть искра зажигания, что в итоге приведет к отказу и к невозможному запуску двигателя.

Признаки неисправности датчика распредвала

После того как компьютер вашего автомобиля обнаружит неисправность датчика положения распределительного вала, что, как вы понимаете, приведет к появлению (загоранию) на приборной панели индикатора- "Чек двигателя" (Check Engine). После обнаружения плохой работы датчика СМР компьютер автоматически запишет в свою память "код ошибки" датчика. Чтобы точно определить причину неисправности данного датчика распредвала, необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля, т.е., подключив таким образом специальное оборудование к диагностическому разъему машины. Далее, при помощи специальной компьютерной программы можно будет прочитать "код ошибки". Ниже уважаемые автомобилисты мы представляем Вам таблицу диагностических "кодов ошибок", которые непосредственно и напрямую связаны с износом датчика распредвала. 

 

Коды ошибок датчика положения распределительного вала CMP

Общие коды неисправности CMP

Причина ошибки датчика распредвала

   

P0340 CMP

Нет сигнала с датчика распредвала

P0341 CMP

Неправильная фаза газораспределения

P0342 CMP

Низкий уровень сигнала цепи датчика распредвала

P0343 CMP

Высокий уровень сигнала цепи датчика распредвала

p0344 CMP

Неустойчивый сигнал с датчика распредвала (прерывистый сигнал)

 

Расположение датчика распредвала в автомобиле

Признаки неисправности датчика распредвалаКак вы наверное уже догадываетесь господа, конкретное расположение этого датчика положения распределительного вала варьируется в зависимости от марки и модели автотранспортного средства. В большинстве из автомобилей такой датчик можно обнаружить примерно вокруг самой головки блока цилиндров. Искать этот датчик надо вокруг верхней части расположения зубчатого ремня или в защищенных частях электропроводки передней части двигателя.

 

Смотрите также: Неисправности свечей зажигания

 

Также датчик может быть расположен и в задней части головки блока цилиндров. 

 

Некоторые модели автомобилей могут иметь для этого специальный отсек под капотом, в котором и установлен этот датчик распредвала (например, в определенных моделях автомобилей, которые производит компания "General Motors"). 

 Признаки неисправности датчика распредвалаКроме всего прочего, в некоторых автомобилях (в автомоделях) датчик распредвала может находится прямо внутри головки блока цилиндров. 

 

При необходимости Вы можете заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы точнее узнать для себя, где именно расположен датчик СМР. Если у вас нет руководства по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля, то Вы сможете найти его в интернете или приобрести в автомагазине, где представлен большой выбор подобной авто-литературы. 

 

Уважаемые друзья, мы настоятельно рекомендуем всем владельцам автомобилей приобрести себе подобную книгу (руководство по ремонту и обслуживанию) и конкретно на вашу модификацию и модель автомобиля. Данное руководство по эксплуатации и ремонту  автомобиля непременно поможет каждому из вас в случае какой-либо поломоки или неисправности справиться с возникшей проблемой. Оно станет для вас ценным справочником по выполнению планового технического обслуживания вашего автотранспортного средства и для его мелкого ремонта. 

 

Устранение неисправностей датчика распределительного вала (CMP)

Признаки неисправности датчика распредвала

Если компьютер вашего автомобиля обнаружил ошибку датчика и включил на приборной панели значок "Чек двигателя", то Вы легко сможете самостоятельно узнать "код ошибки", которая и привела к появлению световой индикации на приборной панели. Для этого советуем каждому из водителей приобрести недорогой комплект диагностирующего оборудования специально для компьютерной диагностики. Если Вы не можете позволить себе приобрести данный диагностирующий сканер для автомобиля, то обратитесь для диагностики автомобиля в любой недорогой автосервис, где вам считают "код ошибки" с компьютера вашего автомобиля. 

 

Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков

 

После того, как Вы по "коду ошибки" узнаете, что в вашей машине существует неисправность датчика распредвала или связанных с ним компонентов, Вы должны сделать несколько простых тестов. Помните пожалуйста друзья о том, что "код" неисправности указывающий на потенциальный отказ датчика положения распределительного вала не обязательно будет означать, что на автомобиле вышел из строя непосредственно сам датчик СМР. Ведь возможно, что причина неисправности не в самом датчике, а в разъеме датчика, или имеются повреждения проводов подключенных к нему, а возможно вышли из строя непосредственно связанные с ним компоненты. 

Признаки неисправности датчика распредвала

Правда, надо запомнить для себя следующее, чтобы более точно установить, нормально ли функционирует датчик распредвала, вам понадобиться провести (возможно) не малый объем диагностики. Особенно надо учесть следующее, чтобы проверить эффективность самого сигнала датчика СМР в некоторых случаях для этого возможно понадобиться специальное оборудование, без которого будет трудно установить причину неисправности.

 

Тем не менее, несколько простых проверок Вы сможете сделать самостоятельно, используя для этого цифровой мультиметр (DMM).

 

Во-первых, проверьте у датчика распредвала электрический разъем и состояние самих проводов. Отсоедините сам разъем и проверьте, нет ли на нем признаков ржавчины или загрязнений. Например, того же топлива. Все это может мешать хорошему контакту для передачи электричества.

Затем, проверьте наличие повреждений проводов, а именно, не порваны ли провода, не наблюдаются ли на них признаки плавления от близлежащих горячих поверхностей.

Кроме всего, убедитесь пожалуйста, что провода датчика распредвала не касаются свечей зажигания или катушек зажигания, которые могут давать помехи и мешать датчику передавать правильный сигнал. 

Признаки неисправности датчика распредвалаПосле вышеописанных проверок используйте цифровой мультиметр, который может тестировать переменный ток (АС) напряжения или постоянный ток (DC), в зависимости от конкретного типа датчика распредвала, который используется в вашем автомобиле.

 

Также, перед тестированием Вам нужно выставить на мультиметре правильные электрические параметры для конкретного типа датчика СРМ. Обычно подобная информация указывается в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобилей.

 

Некоторые датчики распредвала позволяют создать разветвитель электрической цепи датчика СМР, сделано это в первую очередь для того, чтобы считать сигнал непосредственно с самого датчика во время его работы в автомобиле.

Если тип вашего датчика не позволяет подсоединить к нему провода мультиметра, то Вы можете просто отсоединить разъем с датчика и прикрепить к нему медную проволоку, вставив таким образом ее в каждый разъем датчика.

Затем можно подключить этот разъем обратно к датчику соблюдая при этом осторожность, чтобы не замкнуть сами провода во время тестирования. Если Вы будете использовать (применять) этот метод, то не забудьте предварительно заизолировать провода изолентой. 

 

Тестирование двухпроводного датчика распредвала

Признаки неисправности датчика распредвала

  • Если в вашей машине датчик распредвала имеет два провода, то это означает, что автопроизводитель установил на автомобиль магнитный тип датчика СМР. В этом случае необходимо установить на мультиметре "переменное напряжение". 

 

  • Попросите помощника повернуть ключ зажигания без запуска двигателя.

 

  • Теперь надо проверить наличие электричества, которое должно протекать через контур датчика. Возьмите один контакт мультиметра и прислоните его к "земле" (любой металлической части на двигателе). Другой контакт мультиметра Вы должны прислонить к каждому проводу которые Вы уже подсоединили к разъему датчика распредвала. Если ни на одном из проводов нет электрического тока, то значит датчик распредвала полностью неисправен.

 

  • Попросите вашего помощника запустить двигатель.

 

  • Прислоните один контакт мультиметра к одному проводу датчика распредвала, а другой контакт измерительного оборудования подсоедините ко второму проводу датчика. Посмотрите на дисплей мультиметра. Сверьте показатель со спецификацией указанной в руководстве по ремонту автомобиля. В большинстве случаев вы уведите колеблющийся сигнал от 0,3 до 1 вольта.

 

  • Если на дисплее нет сигнала, то это означает, что датчик положения распределительного вала неисправен.

 

Тестирование трехпроводного датчика распредвала

 

  • После того, как Вы проверили провода датчика распредвала а заодно и состояние его разъема и т.п., то вы определили для себя, что в вашей машине установлен трехпроводной датчик СРМ, значит пришло время проверить его работоспособность мультиметром. Для этого установите мультиметр в режим "постоянного тока".

 

  • Попросите помощника повернуть ключ в зажигании, но без запуска двигателя.

 

  • Один из проводов мультиметра прислоните к "земле" (к металлическому кронштейну, к болту или к металлической части двигателя). Другой провод мультиметра подсоедините к проводу питания датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией указанной в руководстве по ремонту машины.

 

  • Попросите вашего помощника запустить двигатель.

Признаки неисправности датчика распредвала

 

  • Подсоедините красный провод мультиметра к красному проводу датчика, а черный провод мультиметра к черному проводу датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией которая указана в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если показатель на мультиметре ниже чем указан в руководстве по ремонту или данные полностью отсутствуют, то скорее всего датчик распредвала вышел из строя.

 

  • Снимите датчик распредвала и проверьте его на наличие признаков физического повреждения или загрязнения. 

 

Если после самостоятельной диагностики датчика положения распределительного вала Вы установили, что он полностью исправен, то возможно существует поломка или сбой в связанных с этим датчиком компонентах автомобиля.

 

Например, цепь ГРМ (или ремень ГРМ) может иметь недостаточную натяжку или наоборот перетянута. Также, возможно износился сам натяжитель ремня или цепи ГРМ. Будьте друзья очень внимательны!!!

 

При подобных проблемах с машиной причиной неисправности может быть также и сильно изношенный ремень ГРМ. Из-за этого распределительный вал и коленчатый вал могут потерять синхронизацию. В конечном итоге этот датчик распредвала может посылать неправильный сигнал в компьютер автомашины. В конечном итоге это и приводит к неправильному зажиганию и неправильному впрыску топлива. 

Датчик положения распредвала (ДПРВ). Полное описание.

В отличие от датчика положения коленчатого вала (ДПКВ), он в системе отнюдь не обязателен. Однако ненужным его не назовешь.

Начнем издалека. Вспомним, как выглядит осциллограмма сигналов ДПКВ:

Пачка импульсов между двумя промежутками - это один полный оборот коленчатого вала. Именно по ним блок управления определяет текущее положение коленвала. Приводом ГРМ (будь то цепь, ремень или шестерня) обеспечивается четкое соответствие положения распредвалов каждому положению коленчатого вала, и блок управления это соответствие знает. Конечно, мы не рассматриваем случаи явной неисправности - растяжения ремня/цепи, или неправильную их установку. Так вот, на исправном двигателе блоку управления этих показаний достаточно, чтобы определить положение коленвала и цилиндров.

Другое дело - пуск двигателя. Представим, что двигатель был заглушен в положении, соответствующем второму импульсу после перерыва. Чтобы блок управления смог хотя бы "сориентироваться", где находится коленвал, ему нужно дождаться промежутка. То есть, это уже минимум один оборот коленвала. Далее нам нужно вспомнить, что один оборот коленчатого вала - это всего полоборота вала распределительного, и даже дождавшись промежутка, блок управления не может точно сказать, в каком из цилиндров сейчас будет фаза впуска. То есть, остается шанс впрыснуть смесь не в тот цилиндр, и впрыснутая смесь просто будет выброшена через открытые выпускные клапаны. Поэтому запуск двигателя в такой ситуации может занять не привычные полсекунды, а 2-5-10 секунд - в зависимости от конкретного мотора и прошивки его блока управления.

Поэтому в систему управления был добавлен еще один датчик - датчик положения распредвала (ДПРВ). Его еще могут называть "датчиком фазы". Конструктивно он полностью аналогичен с ДПКВ, а вот конструкция задающего диска на валу несколько отличается. Строго говоря, даже и называть его именно диском нельзя. Например, на двигателе ЗМЗ-406 это задающая пластина:

А на Z18XER эта конструкция посложнее, хотя слово "диск" к ней по-прежнему неприменимо:

Такая конструкция позволяет в результате получить примерно такую осциллограмму Вр:

Благодаря дополнительным сигналам с ДПРВ блок управления сможет быстрее понять, "где он находится" и завести двигатель без лишних "холостых" оборотов коленчатого вала.

Кроме того, в случае растяжения цепи/ремня ГРМ, или при выходе из строя регуляторов фаз, блок управления по расхождению сигналов ДПКВ и ДПРВ может зафиксировать ошибку и зажечь лампу Check Engine, чем и сообщить водителю о поломке.

На некоторых системах, помимо этого, ДПРВ обеспечивает аварийный режим. При отказе ДПКВ система начинает ориентироваться на показания ДПРВ, и "льет" в оба цилиндра, которые могут соответствовать текущей фазе. И впрыск, и подача искры осуществляются очень приблизительно, но все же это позволяет худо-бедно завести двигатель и поехать к месту ремонта своими силами, а не обрывать телефоны эвакуаторов - каждый из которых вот именно сегодня не может.

А вот выход из строя ДПРВ к существенным проблемам не приведет - мотор от этого заводиться не перестанет, и машина посреди дороги не встанет. Что, конечно, не служит поводом оставлять без внимания поломки, связанные с этим датчиком.

Симптомы неисправности датчика положения распредвала

Электроника, управляющая работой двигателя современного автомобиля, получает информацию от группы измерителей, фиксирующих расход воздуха, температуру, состав выхлопных газов и так далее. В машинах последнего поколения количество измерительных элементов увеличилось – появился электромагнитный датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ). Автолюбителям, предпочитающим самостоятельно диагностировать неисправности, стоит ознакомиться с симптомами неполадок указанного прибора и способами его проверки.

Конструкция и местонахождение измерителя

Принцип работы ДПРВ основан на эффекте Холла – датчик реагирует на приближение металлической массы, изменяя напряжение на сигнальном проводе. По конструкции прибор похож на другой элемент – определитель положения коленчатого вала. Внутри пластикового корпуса находится катушка, куда постоянно подводится напряжение бортовой сети 12 В.

Измеритель устанавливается на головке цилиндров двигателя в непосредственной близости от распределительного вала. Последний оснащается специальной пластиной либо шестеренкой, чье вращение воздействует на ДПРВ. Алгоритм работы выглядит так:

  1. После включения зажигания и пуска мотора на датчик подается напряжение питания 12 В. Через третий сигнальный провод элемент отдает контроллеру напряжение величиной 90–95% от исходного.
  2. Когда выступ на вращающейся детали распредвала проходит рядом с корпусом ДПРВ, напряжение на сигнальном контакте падает до 0,2–0,4 вольта в зависимости от конструкции прибора и модели транспортного средства.
  3. По моментам падения напряжения электронный блок четко «видит» фазы газораспределения, своевременно подает топливную смесь в цилиндры двигателя и направляет искровой разряд к нужной свече зажигания.

Примечание. На автомобилях с 16-клапанными моторами устанавливается 2 датчика – по одному на каждый распределительный вал.

Когда измеритель неисправен, электроника не способна контролировать работу газораспределительного механизма. В подобных случаях блок управления уходит в ошибку и ориентируется на сигналы остальных измерителей. Искрообразование и топливоподача корректируется согласно заложенной программе, что сказывается на работе силового агрегата.

Характерные симптомы неполадки

Практика показывает, что неисправность датчика положения распределительного вала не ведет к отказу мотора и обездвиживанию транспортного средства. Двигатель продолжает работать с некоторыми отклонениями, мешающими нормальной эксплуатации авто. Симптомы выхода из строя ДПРВ довольно туманны и похожи на неполадки других измерительных элементов:

  1. Нестабильная работа мотора на холостых оборотах и в процессе движения.
  2. Вместо динамичного разгона после нажатия педали газа наблюдается серия мелких рывков и вялый набор скорости.
  3. Мощность силового агрегата снижается. Эффект становится заметен при увеличении нагрузки – на подъеме, резком ускорении, во время буксирования прицепа.
  4. Индикатор Check Engine на приборной панели загорается не всегда. Но многие водители отмечают, что при неисправном измерителе табло вспыхивает после увеличения оборотов коленчатого вала до 3000 об/мин и более.
  5. Расход горючего закономерно увеличивается.

Если измерительный элемент неисправен, блок управления готовит и подает в цилиндры обогащенную топливовоздушную смесь. Отсюда возникает увеличение расхода бензина и нестабильная работа на холостом ходу. Рывки и падение мощности обусловлены несвоевременной подачей искры – контроллер «не видит» окончания такта сжатия в цилиндре и не может четко определить угол опережения зажигания.

На различных моделях автомобилей отмечаются дополнительные признаки неисправности датчика распредвала:

  • мотор неожиданно глохнет в процессе движения, при этом заводится без проблем;
  • холодный пуск двигателя становится затрудненным;
  • на машинах, оборудованных роботизированной коробкой передач, возникают сложности с автоматическим переключением скоростей;
  • двигатель «троит» – слышны пропуски циклов зажигания, иногда наблюдаются хлопки в выпускном коллекторе;
  • на некоторых авто случается отказ силовой установки из-за отсутствия искрообразования.

Справка. Срок эксплуатации элемента довольно продолжительный. На автомобилях отечественного производства ресурс достигает 80–100 тыс. км, импортного – 150 тыс. км. При поиске причин неисправности вы можете ориентироваться на указанные периоды.

Езда с поломанным измерителем ДПРВ допустима в течение короткого периода. Рывки, обогащенная топливная смесь и ошибки электроники ускоряют износ свечей зажигания и деталей двигателя. После обнаружения перечисленных симптомов машину стоит отправить на диагностику либо отыскать источник проблемы самостоятельно.

Как убедиться в работоспособности ДПРВ?

Простейший способ проверить датчик распредвала – подключить к диагностическому разъему машины автомобильный сканер или компьютер с установленной программой, соответствующей марке авто. Если элемент неисправен, то после запуска двигателя устройство покажет следующие коды ошибок:

  • P0340 – отсутствует сигнал определителя положения распредвала;
  • P0341 – фазы газораспределения не совпадают с тактами сжатия/впуска цилиндропоршневой группы;
  • P0342 – в электрической цепи ДПРВ слишком низкий уровень сигнала;
  • P0343 – уровень сигнала от измерителя превышает норму;
  • P0339 – от датчика поступает прерывистый сигнал.

Поскольку подавляющее большинство автолюбителей не имеет в своем распоряжении сканеров и ноутбуков с программным обеспечением, практикуется более доступный способ – проверка цифровым мультиметром. Диагностика производится в 3 этапа:

  1. Визуальный осмотр проводки и прозвонка цепи на предмет обрыва.
  2. Измерение исходящего тока на управляющем контакте ДПРВ.
  3. Проверка работоспособности методом приближения к металлическому предмету.

На первом этапе необходимо убедиться в целостности проводки и надежном контакте соединительной колодки. Внимательно осмотрите подводящие кабели на предмет изломов, трещин и оплавления изоляции. Прозвонка токонесущих жил и поиск обрыва выполняется тем же мультиметром. Не забудьте почистить контакты разъема от окисления.

Проверив электропроводку, переходите к диагностике самого датчика распределительного вала. Вместо штатных зажимов типа «крокодил» на тестере нужно использовать провода с иглами, чтобы не пришлось мудрить с подключением к соединительной колодке. Диагностические работы ведутся в следующем порядке:

  1. Откройте крышку капота и отыщите на головке цилиндров ДПРВ. Обычно элемент ставится на торце двигателя или боковой стенке ГБЦ рядом с ним.
  2. Пользуясь электрической схемой автомобиля или данными по конкретной модели датчика, определите расположение двух контактов питания и третьего провода, идущего к контроллеру.
  3. Включите зажигание и замерьте напряжение между массой машины и управляющим контактом элемента (на автомобилях ВАЗ это средний провод, обозначенный буквой «С»). Нормальные показания мультиметра – не менее 90% от напряжения питания, то есть, 12 * 0,9 = 10,8 В.
  4. Если полученные значения ниже нормы, датчик неисправен и подлежит замене. В противном случае выполняйте третий этап проверки.

Для окончательной диагностики деталь придется снять с двигателя. Как правило, элемент вставлен в отверстие на головке цилиндров и прикручен одним болтом. Открутите его, извлеките ДПРВ и вытрите от моторного масла. Колодку с проводами не отсоединяйте.

Подключив мультиметр к среднему контакту и массе авто, вновь включите зажигание. Поднесите близко к торцевой части элемента стальной предмет (например, рожковый ключ), отслеживая показания дисплея. Работоспособный датчик должен отреагировать на приближение металла падением напряжения до значений 0,2–0,4 В.

Если проверка датчика распредвала железным предметом не изменила показаний тестера, ДПРВ однозначно следует поменять. Приобретая новую деталь, учитывайте один момент: даже оригинальные запчасти могут продаваться без тонкого уплотнительного кольца. Придется найти и купить его отдельно либо использовать старый уплотнитель при условии, что материал не потрескался и не «задубел».

Источники: ЯндексДзен, autochainik.ru.

различных типов и их применения

В нашей повседневной жизни мы используем

постоянно различных типов датчиков в нескольких приложениях, таких как ИК-датчик, используемый для управления телевизионным пультом дистанционного управления, Пассивный инфракрасный датчик, используемый для системы автоматического открывания дверей в магазинах торговые центры и датчик LDR, используемый для наружного освещения или системы уличного освещения, и так далее. В этой статье мы кратко обсудим несколько типов датчиков и их применение. Но, прежде всего, мы должны знать, что такое датчик.

Что такое датчик?

Устройство, которое обнаруживает изменения в электрических, физических или других величинах и тем самым выдает выходной сигнал в качестве подтверждения изменения величины, называется датчиком. Как правило, этот выходной сигнал датчика будет в форме электрического или оптического сигнала.

Различные типы датчиков

Наиболее часто используемые различные типы датчиков классифицируются на основе таких величин, как датчики электрического тока или потенциала, или магнитные или радиодатчики, датчик влажности, датчики скорости или потока жидкости, датчики давления, тепловые или тепловые или Датчики температуры, датчики приближения, оптические датчики, датчики положения, химический датчик, датчик окружающей среды, датчик магнитного переключателя и т. Д.

Различные типы датчиков

Различные типы датчиков с их приложениями

Типичные области применения различных типов датчиков, такие как применение датчика скорости для синхронизации скорости нескольких двигателей, применение датчика температуры для промышленного контроля температуры, применение Датчик PIR для системы автоматического открывания дверей, применение ультразвукового датчика для измерения расстояния и т. Д. Описаны ниже с их блок-схемами.

Датчик скорости

Датчики, используемые для определения скорости объекта или транспортного средства, называются датчиком скорости.Существуют различные типы датчиков для определения скорости, такие как датчики скорости колес, спидометры, лидары, радар путевой скорости, журналы питометров, доплеровский радар, указатели скорости воздуха, трубки Пито и т. Д.

Датчик скорости

Применение датчика скорости

Проект на основе микроконтроллера PIC для синхронизации скорости нескольких двигателей в отраслях, использующих беспроводную технологию, является типичным применением датчика скорости. Один из множества двигателей в отрасли считается главным двигателем, который действует как передатчик, а остальные двигатели, действующие как приемники, будут следовать за скоростью основного двигателя.Основным двигателем и двигателями приемника, используемыми в этом проекте, являются двигатели BLDC, которые управляются с помощью ШИМ-управления в режиме беспроводной радиосвязи.

Применение датчика скорости

Эталонное число оборотов в минуту дается каждому валу двигателя, на котором установлен ИК-датчик, и замкнутый контур получается путем подачи этого выхода на контроллер в цепи. Полная скорость будет отображаться на дисплее, и требуемая скорость всех двигателей может быть получена путем ввода желаемого процента с клавиатуры.Этот введенный процент согласован с текущими оборотами, поддерживая соответствующую мощность постоянного тока на двигатель с автоматической регулировкой ширины импульса на выходе микроконтроллера.

Таким образом, изменяя скорость передающего двигателя, мы можем изменять скорость всех двигателей, используя эту технологию.

Датчик температуры

Устройство, которое выдает измерение температуры в виде электрического сигнала, называется датчиком температуры. Этот электрический сигнал будет иметь форму электрического напряжения и пропорционален измерению температуры.

Датчик температуры

Существуют различные типы датчиков, используемые для измерения температуры, такие как датчики температуры контактного типа, датчики температуры бесконтактного типа. Они снова подразделяются на механические датчики температуры, такие как термометр и биметалл. Электрические датчики температуры, такие как термистор, термопара, термометр сопротивления и кремниевый датчик температуры запрещенной зоны.

Применение датчика температуры

Конструкция промышленного регулятора температуры для управления температурой устройств, используемых в промышленных приложениях, является одним из часто используемых практических приложений датчика температуры.В этой схеме IC DS1621, цифровой термометр используется в качестве датчика температуры, термостата, который обеспечивает 9-битные показания температуры. Схема в основном состоит из микроконтроллера 8051, EEPROM, датчика температуры, ЖК-дисплея и других компонентов.

Приложение датчика температуры

ЖК-дисплей используется для отображения температуры в диапазоне от -55 градусов до + 125 градусов. EEPROM используется для хранения предварительно заданных пользователем настроек температуры через микроконтроллер серии 8051. Реле, контакт которого используется для нагрузки, управляется микроконтроллером с помощью драйвера транзистора.

PIR-датчик

Электронный датчик, используемый для измерения инфракрасного светового излучения, испускаемого объектами в его поле зрения, называется PIR-датчиком или пироэлектрическим датчиком. Каждый объект, имеющий температуру выше абсолютного нуля, излучает тепловую энергию в виде излучения в инфракрасном диапазоне длин волн, которое невидимо для человеческого глаза, но может быть обнаружено электронными устройствами специального назначения, такими как датчики движения PIR.

Пассивный инфракрасный датчик

Сам датчик PIR разделен на две половины, которые чувствительны к инфракрасному излучению, и всякий раз, когда объект попадает в поле зрения датчика, между двумя половинами будет происходить положительное изменение дифференциала с перехватом первая половина датчика PIR.Точно так же, если объект покидает поле зрения, будет произведено отрицательное дифференциальное изменение. PIR или пассивный инфракрасный датчик назван пассивным, потому что он не излучает никакой энергии или излучения для обнаружения излучения. Существуют различные типы датчиков, используемых для обнаружения движения, и эти датчики PIR классифицируются по углу (широкой области), под которым они могут обнаруживать движение объектов, например, с углами 110 градусов, 180 градусов и 360 градусов.

Применение ИК-датчика

Система автоматического открывания дверей - типичное применение ИК-датчиков, которое предназначено для автоматического закрытия и открывания дверей в зависимости от движения тела возле двери.Схема системы автоматического открывания дверей на основе ИК-датчика в основном состоит из ИК-датчика, микроконтроллера 8051, микросхемы драйвера и электродвигателя двери.

Приложение PIR Sensor

Если тело движется рядом с дверью, то инфракрасное излучение, исходящее от тела, заставит датчик генерировать сигнал считывания, который подается на микроконтроллер. Затем двигатель двери управляется микроконтроллером через микросхему драйвера. Таким образом, если кто-то приближается к двери, то микроконтроллер посылает команду на открытие двери и устанавливается временная задержка для автоматического закрытия двери.Этот проект предназначен для управления дверьми торговых центров, театров и гостиниц.

Ультразвуковой датчик

Принцип работы ультразвукового датчика аналогичен принципу действия сонара или радара, в котором интерпретация эхо-сигналов от радио или звуковых волн для оценки характеристик цели путем генерации высокочастотных звуковых волн (около 40 кГц). Преобразователь, используемый для преобразования энергии в ультразвуковые или звуковые волны с диапазоном, превышающим диапазон человеческого слуха, называется ультразвуковым преобразователем.

Применение ультразвукового датчика

Измерение расстояния в труднодоступных местах является типичным применением ультразвуковых датчиков. Схема состоит из ультразвукового модуля, ЖК-дисплея и микроконтроллера. Ультразвуковой модуль сопряжен с микроконтроллером, и этот ультразвуковой преобразователь состоит из передатчика и приемника.

Приложение для ультразвукового датчика

Волны, передаваемые датчиком, снова принимаются после того, как волны отражаются от объекта.Скорость звука учитывается при расчете времени, затрачиваемого на отправку и прием волн. Расстояние рассчитывается путем выполнения программы на микроконтроллере, а затем отображается на ЖК-дисплее.

Существует множество датчиков, таких как датчик влажности, датчик газа, датчик давления, датчик воды, датчик листьев, датчик дождя, датчик наклона, датчик скорости и т. Д., Которые используются во многих приложениях. Если вам интересно подробно узнать о датчиках, вы можете обратиться к нам за любой технической помощью, касающейся различных типов датчиков и их приложений, а также для разработки проектов на основе датчиков, разместив свои запросы в разделе комментариев ниже.

Фото:

.

Что такое фазовая задержка и как ее измерить

29 апреля, 2016 / в блоге nPoint / от nPoint

Понимание фазового отставания важно при сканировании на высоких скоростях с пьезоэлектрическими ступенями изгиба. В этой статье описывается фазовое соотношение между командным сигналом и откликом ступени. Реакция отслеживается с помощью внутреннего (в данном случае емкостного) датчика. Полоса пропускания системы является ключевым элементом задержки по фазе. Используя параметры управления, можно легко получить полосу пропускания примерно 1/3 резонанса системы под нагрузкой.В общем, ширина полосы пропускания системы зависит от резонансной частоты ступени, массы нагрузки, конфигурации монтажа, а также от множества внешних факторов. Система в следующем примере специально настроена на полосу пропускания 100 Гц для демонстрационных целей.

Разность фаз обычно измеряется как разность между положительными пересечениями нуля, однако могут использоваться любые две аналогичные точки на форме сигнала. Обычно это выражается в градусах (разница в пересечении нуля, деленная на общий период волны, умноженный на 360 градусов).На изображениях ниже показаны пары входа (заданное положение) и выхода (показания датчика) для четырех различных частот сканирования. Данные были получены с помощью программного обеспечения nPControl, входящего в комплект контроллеров серии LC.400. Обратите внимание, что во время этого тестирования не использовались никакие дополнительные функции управления, и что ошибку отслеживания можно дополнительно уменьшить с помощью дополнительных функций контроллера. Результаты также перечислены в таблице после изображений.

Измерение задержки фазы с помощью программного обеспечения nPControl

Синусоидальная волна 10 Гц

Синусоидальная волна 20 Гц

Синусоидальная волна 50 Гц

Синусоидальная волна, 100 Гц

В следующей таблице перечислены результаты, полученные при анализе четырех различных конфигураций сканирования.Здесь можно увидеть результаты по фазе на разных частотах. Также обратите внимание, что по мере увеличения частоты возбуждения фазовая задержка (во времени) остается в основном такой же, как следствие настройки контура управления, но задержка занимает все больше и больше периода ввода.

Соответствующие измерения выходной синусоидальной волны

Измерение фазовой задержки с помощью графика Боде

Еще один способ измерения фазы - использовать результаты преобразования Фурье (БПФ) переходной характеристики системы.Шаг замкнутого контура измеряется и вычисляется БПФ с помощью программного обеспечения nPoint. Этот каскад настроен на полосу пропускания примерно 100 Гц. На следующих рисунках показаны амплитудные и фазовые графики системы.

Ширина полосы 100 Гц Величина

Фазовый график полосы пропускания 100 Гц

Следующие графики показывают переходную характеристику системы с полосой пропускания 100 Гц. На этих графиках можно увидеть величину и фазу. Цифры соответствуют тому, что было видно на фактической форме волны.

Величина БПФ 100 Гц

Фаза БПФ 100 Гц

Фазовую задержку можно оценить на основе полосы пропускания системы нанопозиционирования. Хотя есть функции управления, которые могут улучшить этот отклик, важно понимать, как это влияет на сканирование. Многие приложения, требующие высокоскоростного сканирования, используют выходной сигнал датчика для сопоставления сбора данных с фактическим положением. В этом случае сканирование на более высоких скоростях может происходить без влияния задержки фазы на результаты.Программное обеспечение nPControl может дать пользователю представление о фазовой задержке, присутствующей в данной системе, чтобы он мог внести необходимые корректировки для своего приложения.

.

phase sensor - определение - английский

Примеры предложений с «фазовым датчиком», память переводов

Patents-wipoPhased sensor system with multiple parallel preconcentratorspatents-wipoТакже раскрыты методы изготовления контейнеров для образцов из отвержденных материалов матрицы сенсора жидкой фазы.patents-wipoOrganic thin пленочные транзисторы, содержащие тиенильные олигомеры, и их использование в качестве датчиков газовой фазы. Эти фазовые датчики бывают разных конфигураций и очень чувствительны к деформациям.Патенты-wipoChip пьезоэлектрический резонатор и датчик жидкой фазыпатенты-wipoСчетчик мощности с датчиком тока и фазыпатенты-кварцевый генератор wipoChip и датчик жидкой фазы Датчик фазирования замкнутой системы регулирования фаз газораспределения двигателя внутреннего сгорания. WikiMatrix Измерение ионного тока используется для замены обычного датчика фазы кулачка, датчика детонации и функции измерения пропусков зажигания.WikiMatrix Поскольку фазовый датчик требует того же света, поступающего на датчик изображения, раньше это было возможно только с SLR-конструкцией. Обычное сканирование После десятилетия в основном чистых исследований сенсорных сетей мы вступаем в новую фазу: сети датчиков и Интернет соединяются. .patents-wipoПредоставляется датчик линейного положения, в котором используются обмотки датчика квадратурной фазы, обмотка возбуждения и резонатор. patents-wipoECU соответственно передает четыре сигнала изменения на электромагнитный клапан (13) на основе датчика фазы кулачка (15), когда двигатель работает. работает в состоянии высокой и средней нагрузки.Патенты-WIPO Устройство электрической машины содержит катушки соленоидов (11,18), U-образный магнит (12), шатун (13), коленчатый вал (15), датчик фазы (19), подшипники (14,16, 17) и кожух (1) .patents-wipo Датчик фазы ротора (8, 9), который изготовлен из стойкого к высоким температурам и высокому давлению материала, расположен в указанном кожухе (14) и соединяется с главной управляющей схемой привода. .patents-wipoВолоконно-оптический датчик может быть интерферометрическим датчиком напряжения или фазочувствительным датчиком напряжения.patents-wipoДатчик разности фаз сдвигаWikiMatrixВ конце 1969 года датчики Phase IV начали использоваться в театрах.Патенты-wipoДатчик изменения фазы патенты-wipoСдвиговый датчик разности фаз, включающий высокоэнергетический лазерный источник для генерации смежных когерентных световых пучков. , датчики давления и производительности, датчики, измеряющие сгорание газа, датчики оборотов, фазы и детонации. На этапе тестирования матрицы датчиков газа были встроены в крошечные системы микрореакторов и управлялись микронасосами.

Показаны страницы 1. Найдено 811 предложения с фразой phase sensor.Найдено за 44 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

фазовые датчики - определение - английский

Примеры предложений с «фазовыми датчиками», память переводов

патенты-wipoPhased сенсорная система с несколькими параллельными концентраторами пленочные транзисторы, содержащие тиениловые олигомеры, и их использование в качестве датчиков газовой фазы. Эти фазовые датчики бывают различных конфигураций и очень чувствительны к деформациям.Патенты-wipoChip пьезоэлектрический резонатор и датчик жидкой фазыпатенты-wipoСчетчик мощности с датчиком тока и фазыпатенты-кварцевый генератор wipoChip и датчик жидкой фазы Датчик фазирования замкнутой системы регулирования фаз газораспределения двигателя внутреннего сгорания. WikiMatrix Измерение ионного тока используется для замены обычного датчика фазы кулачка, датчика детонации и функции измерения пропусков зажигания.WikiMatrix Поскольку фазовый датчик требует того же света, поступающего на датчик изображения, раньше это было возможно только с SLR-конструкцией. Обычное сканирование После десятилетия в основном чистых исследований сенсорных сетей мы вступаем в новую фазу: сети датчиков и Интернет соединяются. .patents-wipoПредоставляется датчик линейного положения, в котором используются обмотки датчика квадратурной фазы, обмотка возбуждения и резонатор. patents-wipoECU соответственно передает четыре сигнала изменения на электромагнитный клапан (13) на основе датчика фазы кулачка (15), когда двигатель работает. работает в состоянии высокой и средней нагрузки.Патенты-WIPO Устройство электрической машины содержит катушки соленоидов (11,18), U-образный магнит (12), шатун (13), коленчатый вал (15), датчик фазы (19), подшипники (14,16, 17) и кожух (1) .patents-wipo Датчик фазы ротора (8, 9), который изготовлен из стойкого к высоким температурам и высокому давлению материала, расположен в указанном кожухе (14) и соединяется с главной управляющей схемой привода. .patents-wipoВолоконно-оптический датчик может быть интерферометрическим датчиком напряжения или фазочувствительным датчиком напряжения.patents-wipoДатчик разности фаз сдвигаWikiMatrixВ конце 1969 года датчики Phase IV начали использоваться в театрах.Патенты-wipoДатчик изменения фазы патенты-wipoСдвиговый датчик разности фаз, включающий высокоэнергетический лазерный источник для генерации смежных когерентных световых пучков. , датчики давления и производительности, датчики, измеряющие сгорание газа, датчики оборотов, фазы и детонации. На этапе тестирования матрицы датчиков газа были встроены в крошечные системы микрореакторов и управлялись микронасосами.

Показаны страницы 1. Найдено 829 предложения с фразой фазовые датчики.Найдено за 48 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Что такое фазовый автофокус? (И почему это важно)

На первый взгляд камеры обманчиво просты. Возьмите свою зеркалку, посмотрите в видоискатель, зафиксируйте фокус и снимайте.

Конечно, за этим стоит гораздо больше, в том числе процесс, называемый «фазовый автофокус». Эта фраза часто встречается в мире зеркальных и беззеркальных камер. Но что это на самом деле означает?

Прочтите, чтобы узнать больше о том, как работает автофокусировка с определением фазы.

© Тамара Кедвес

[ Примечание: ExpertPhotography поддерживается читателями. Ссылки на продукты на ExpertPhotography являются реферальными. Если вы воспользуетесь одним из них и что-то купите, мы заработаем немного денег. Нужна дополнительная информация? Посмотрите, как это все работает. ]

Что такое автофокус?

Начнем с основ. Есть два типа фокусировки: автоматический и ручной.

Ручная фокусировка - это когда пользователь должен управлять фокусировкой, поворачивая кольцо фокусировки влево или вправо для достижения фокусировки.В новых камерах у нас часто есть так называемая функция пика фокуса, помогающая в этой процедуре.

Автофокус - это когда камера делает все за вас. Он использует компьютер для запуска миниатюрного мотора, который вращает кольцо фокусировки.

У вас даже есть возможность переключать AF-MF вперед и назад на вашем объективе или в камере. Если вы нажмете кнопку спуска затвора наполовину, вы активируете автофокусировку. После этого вы можете использовать кольцо ручной фокусировки для точной настройки фокуса.

Это кольцо фокусировки перемещает внутренний компонент объектива внутрь и наружу.Это действие повторяется до тех пор, пока не будет проецироваться самое резкое изображение объекта. Но давайте разберемся с этим более подробно.

Все цифровые фотоаппараты имеют гистограмму. Они сообщают вам об экспозиции того, что вы фотографируете. Гистограмма показывает, насколько равномерно экспонируется фотография после того, как вы ее сделали.

Автофокусировка с обнаружением контраста работает, оценивая эту гистограмму (которая связывается с датчиком). Затем камера постепенно перемещает объектив.Он продолжает переоценивать, есть ли более или менее контраст с тем, что вы снимаете.

Если камера обнаруживает увеличение контрастности, она перемещает объектив в этом направлении с более высокой контрастностью, пока не достигнет своего полного потенциала. Если контраст уменьшается, камера перемещает объектив в другом направлении.

Этот процесс повторяется снова и снова, пока не появится высокий контраст. Обнаружение контраста помогает получить четкое изображение с высокой контрастностью.

С автофокусом с определением фазы подумайте немного о луне и ее различных фазах.Для камеры, когда определенная точка оказывается в идеальном фокусе, есть световых лучей .

Фотография, находящаяся в фокусе, будет иметь световые лучи, которые будут освещать противоположные стороны линзы. Это когда термин «в фазе»

.

Что такое петля фазовой синхронизации?

  • Сетевые сайты:
    • Последний
    • Новости
    • Технические статьи
    • Последний
    • Проектов
    • Образование
    • Последний
    • Новости
    • Технические статьи
    • Обзор рынка
    • Образование
    • Последний
    • Новости
    • Мнение
    • Интервью
    • Особенности продукта
    • Исследования
    • Форумы
  • Авторизоваться
  • Присоединиться
    • Авторизоваться
    • Присоединиться к AAC
    • Или войдите с помощью

      • Facebook
      • Google
      • LinkedIn

0:00 / 0:00

.

Смотрите также