Класс аквапланирования шин


что это и как с ним бороться? — журнал За рулем

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Индикаторы износа на летней резине.

Индикаторы износа на летней резине.

Что такое аквапланирование

Автомобиль, как, впрочем, и другие колесные транспортные средства, участвующий в дорожном движении, представляет собой источник повышенной опасности, как для самих участников движения, так и для тех, кто непосредственно в дорожном движении не участвует.

Поэтому, очень важно, чтобы водитель (будь то профессиональный водитель или же обычный автолюбитель), который управляет автомобилем, в любой момент времени полностью контролировал его поведение на дороге, особенно в критических ситуациях. Степень контроля зависит, как от опытности водителя, так и от технического состояния и комплектации автомобиля. Чрезвычайно важную роль в этом играют шины, которыми укомплектован автомобиль. Именно шины обеспечивают контакт автомобиля и дороги, позволяя автомобилю передвигаться, тормозить и ускоряться, изменять направление движения. Каково качество этого контакта, то есть, как хорошо покрышка шины цепляется за поверхность дороги, в значительной мере и определяет насколько будет безопасно участие автомобиля в дорожном движении. Конечно, кроме самой шины хороший контакт шины и дороги зависит и от внешних, независящих от шины, обстоятельств. Например, климатические особенности местности и текущая метеорологическая обстановка, при которой движется автомобиль, качество дорожного покрытия и профиль дороги, масса транспортного средства и как размещен груз на нем, должным ли образом отрегулированы углы установки колес и нет ли проблем с подвеской, влияют на характер сцепления шины с дорогой.

Вообще, все, что может находиться между поверхностью дорожного полотна и шиной, потенциально может ухудшить контакт автомобиля и дороги.

Одним из наиболее неблагоприятных обстоятельств, в которых может оказаться водитель движущегося автомобиля, это мокрая дорога. На мокрой дороге автомобиль хуже тормозит и разгоняется, хуже управляется.

Любому водителю известно, что, чем толще слой воды между дорогой и покрышкой шиной, тем сложнее автомобилю сохранить контакт с дорогой. Действительно, чем толще слой воды, тем большее количество жидкости должно быть удалено шиной из пятна контакта шины с дорогой, причем, чем больше скорость движения, тем меньше времени на это у шины остается. Предельно опасно аквапланирование – ситуация, когда полностью теряется контакт шины автомобиля с дорогой.

Транспортное средство в такой ситуации будет скользить по поверхности воды, а не катиться по дорожному покрытию, то есть станет абсолютно неуправляемым. Среди многочисленных требований, предъявляемых к шине, особенно летней, свойство шины противостоять аквапланированию является одним из наиболее важных.

Величина критической скорости, при которой аквапланирование возникает, заметным образом зависит от того, насколько эффективно протектор покрышки отводит воду из пятна контакта. Давление воздуха в шине, пониженное по сравнению с давлением, рекомендованным изготовителем автомобиля, приводит к снижению значения критической скорости  возникновения аквапланирование, поскольку снижается удельное давление шины   на дорогу, особенно в центральной части пятна контакта. Одни модели шин успешнее справляются с этой задачей, другие менее успешно. Это зависит от конструктивных особенностей шины, состава резины протектора, особенностей рисунка протектор покрышки, глубины канавок протектора, то есть степени изношенности протектора.

К сожалению, не существует шин, обеспечивающих полную безопасность от наступления явления аквапланирования. Поэтому, независимо от квалификации, для уменьшения риска возникновения аквапланирования водитель, как минимум, должен иметь в виду, что:

- чем толще слой воды, на который въезжает автомобиль, тем больше вероятность возникновения аквапланирования;

- чем выше скорость автомобиля на мокрой дороге, тем больше вероятность возникновения аквапланирования;

- чем меньше высота рисунка протектора шины (меньше глубина канавок рисунка протектора), тем больше на мокрой дороге опасность возникновения аквапланирования;

- несоблюдение предписанных производителем автомобиля норм внутреннего давления воздуха  в шинах, установленных на автомобиле, увеличивает риск возникновения аквапланирования на мокрой дороге;

- при комплектации автомобиля шинами всегда следует отдавать предпочтение варианту комплектации шинами одной модели от одного и того же  производителя, с одинаковыми параметрами, с одинаковой степенью износа протектора, одинакового возраста;

- при выборе шин лучше отдавать предпочтение таким моделям шин, которые обеспечивают максимальное сцепление автомобиля с дорожным покрытием в мокрую погоду.

Лучшие антиаквапланировочные шины лето года

Shinytest.ru
  • Зимние рейтинги
    • Лучшие шины зима года (согласно тестам)
    • Лучшие зимние шины
    • Лучшие шины для гололеда
    • Лучшие шины по управляемости на сухой дороге зима года
    • Лучшие шины для дождевой погоды зима года
    • Бесшумные шины за зима
    • Самые экономичные шины за зима
    • Лучшие антиаквапланировочные шины зима года
  • Летние рейтинги
    • Лучшие шины лето года (согласно тестам)
    • Лучшие шины по управляемости на сухой дороге лето года
    • Лучшие шины для дождевой погоды лето года
    • Лучшие шины по управляемости лето года
    • Бесшумные шины за лето
    • Самые экономичные шины за лето
    • Лучшие антиаквапланировочные шины лето года
  • Все сезонные рейтинги
    • Лучшие шины универсальные года (согласно тестам)
    • Лучшие шины универсальные на снегу
    • Лучшие шины по управляемости на сухой дороге универсальные года
    • Лучшие шины для дождевой погоды универсальные года
    • Лучшие шины по управляемости универсальные года
    • Бесшумные шины за универсальные
    • Самые экономичные шины за универсальные
    • Лучшие антиаквапланировочные шины универсальные года
  • Тесты зимних шин
    • 2020 12

Какие шины не боятся аквапланирования - Прилавок

Начнем с аномальной погоды, терзавшей москвичей с конца зимы, которой так не хотелось уходить. Март, апрель. май — холодные, мокрые с перепадами от «около нуля» до внезапных, на день-два, +20 — не раз думалось, что рано резину переобули. Я к тому, что как следует «зажечь» на грязных влажных дорогах было не с руки, А в июне и июле и того хлеще: дождей выпало столько, сколько обычно небеса изливают на нас за все лето! Так что получил я возможность протестировать шинную новинку, во-первых, на езду по трассам не совсем по сезону, а, во-вторых, что уже радовало, как следует и разнообразно «прощупать» RE003 на аквапланирование.

Обстоятельство второе. Уж третий год как обкатываю комплект действительно замечательной вполне бюджетной «приоритетной» для Bridgestone модели летних шин Ecopia EP150. Она и в самом деле с первых тест-драйвов удивила тем, что соответствовала всем заявленным рекламным посулам бренда. Резина эта весьма экологична: благодаря новейшей фирменной технологии Nano-Pro-Tech у нее пониженное (на 23,5%!) сопротивление качению и снижен вес, в результате — экономия топлива в среднем на 12,3% в моем типоразмере при спокойном стиле вождения.

Другими словами, каждый двенадцатый литр бензина у меня получался бесплатным. В итоге опытный водитель воленс-неволенс вспоминает, что еще не так давно в шоферском арсенале числился такой «экономический маневр» как накат. Так вот, ЕР150 незатейливо подвигает автовладельца к тому, чтобы им вновь воспользоваться — получается весьма эффективно, но приходится менять стиль езды, что, однако, положительно сказывается на кошельке.

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

1. Что такое аквапланирование?

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

2. Какие факторы повышают риск аквапланирования?

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

3. Как бороться с аквапланированием?

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

что это такое, достоинства, недостатки + список моделей

Дождевые шины являются наиболее молодой группой в классификации автомобильной резины. Появились они во второй половине прошлого столетия. Но это были всего лишь разработки, не нашедшие широкого применения.

Но после успеха таких «аквашин» в 90-ых годах на этапе гонки Формула-1, производители начали их массовое производство и реализацию рядовым автомобилистам. Теперь хотя бы одна модель таких покрышек, но есть в линейке каждого серьезного производителя авторезины.

Откуда возникла потребность в дождевых шинах

В конце прошлого века развитие автомобильной отрасли шло семимильными шагами. С каждым годом мощность выпускаемых авто существенно возрастала, росли и скорости передвижения. Качество дорожного полотна тоже не стояло на месте, и вот в 60-ые годы инженеры столкнулись с серьезной проблемой — аквапланированием, суть которого заключается в полной потере сцепления между шиной и мокрым дорожным полотном.

Суть аквапланирования

Причем происходило это в очень опасные моменты — при движении на больших скоростях. Колеса автомобиля буквально «всплывали» на пленке воды.

При определенном соотношении скорости и массы машины под колесом происходит образование некоего водяного клина, который проникает между резиной и асфальтом. В результате этого колесо теряет сцепление с дорожным полотном и происходит его скольжение по водяной поверхности.

При этом даже наличие систем АБС, всевозможных программ противозаноса и стабилизации не спасают автомобиль, который набрал определенную скорость, и его колеса «поплыли». Ведь повлиять на силу трения колеса о дорогу электроника не в состоянии. Предотвратить ситуацию может только особое строение шины.

О каком строении речь?

Еще в 60-ые годы инженеры поняли, что существует проблема аквапланирования шин, и постоянно пытались ее решить. На сегодняшний день все современные покрышки содержат дождевые элементы в своем протекторе. Такие как: водоотводы и дренажные канавки, по которым из-под колеса уходит не только вода, но жидкая грязь и снежная мезга.

Первая дождевая резина для рядового покупателя была предложена компанией Goodyear в 1991г. Это были шины «Aquatred» и выпускались они небольшим размерным рядом.

Буквально сразу после выхода этой модели и другие компании начали выпускать свои дождевые шины. В России также недавно выпустили аквашины. Модель называется «Butterfly».

Кроме этого, используется специальная химия, например, технология «активная сажа». Ее смысл в том, что шина как губка впитывает часть пленки воды, и в результате этого «приклеивается» к дорожному полотну.

Если взять конкретно «дождевую» шину, то рисунок протектора у нее свой, уникальный, отличающийся от любого другого. Главным и типичным его элементом является глубокий водоотводящий канал.

С помощью него покрышка делится по ширине протектора как бы на две «полушины». В результате этого протектор выглядит как состоящий из двух узких шин. От центрального водоотвода к краям отходят под углом косые канавки, стреловидной формы. Именно по ним вода уходит из-под колеса (какие еще бывают рисунки).

Отличие дождевых шин от обычных летних

Дождевые шины всегда относятся к летнему типу. Но какой-то отдельной общепринятой маркировки они не имеют. Хотя у некоторых производителей можно встретить в названии маркировку «Rain» или «Aqua». Хотя это и не обязательно.

Дождевые шины чаще всего имеют низкий профиль (не выше 60), что не совместимо с комфортом. Причем проявляется это не только в слабой плавности хода, такая резина из-за специфического рисунка протектора прилично шумит. Стоит отдать должное — современные аквашины делают и с асимметричным рисунком, что несколько снижает шум без потери ездовых характеристик.

Однако, самое главное отличие — это специфическое предназначение акварезины, проявляющееся в форме ее протектора, которая может эффективно применяться только в определенных погодных условиях.

В других же случаях (на сухом дорожном покрытии) дождевая резина ведет себя недостаточно хорошо по сравнению с типичной летней, что и отталкивает от ее использования обычных рядовых автолюбителей. А учитывая высокую стоимость, становится понятно, что это узкоспецифический продукт, который будут покупать только гурманы экстремального вождения, ценители «драйва» и спортивного стиля езды.

Но маркетологи не зря едят свой хлеб. Пытаясь заполнить все ниши спроса на рынке появились «компромиссные» варианты дождевых шин. Причем довольно неплохие, соединяющие положительные качества обычной летней резины и дождевой. Обычно они выпускаются с профилем 55 и 65, рисунок их протектора — направленный. Это соотношение уменьшает уровень шума, добавляет плавности хода, снижает вероятность прокола колеса и повреждения колесного диска, что очень важно в отечественных дорожных условиях.

Такое положение вещей делает возможным для российских автолюбителей попробовать дождевые качества шин за доступную стоимость, учитывая еще и тот факт, что дождевые шины представлены в малом модельном ряду, в Россию их завозят небольшими партиями и часто — под заказ. Получается, что можно даже не купить шины, имея на это желание и средства.

Популярные модели

Ниже рассмотрим наиболее популярные модели, подходящие для вождения по мокрой дороге.

Hankook K120 Ventus V12 Evo2. Шина с направленным рисунком протектора, множеством водоотводных канавок, четырьмя широкими углублениями и большим количеством прорезей в различных направлениях мгновенно осушает пятно контакта.

Конструкция шины не только препятствует скольжению, но и наделяет автомобиль великолепной управляемостью, хорошими сцепными характеристиками и максимальной производительностью. Кстати, эти покрышки издают относительно мало шума. Сбалансированный состав резиновой смеси делает шины устойчивыми к износу, что, естественно, увеличивает срок их службы

Continental UltraContact UC6. Шина с ассиметричным рисунком протектора, состоящего из пяти разноформенных блоков. У центральных ребер — скошенные края, которые способствуют уменьшению тормозного пути.

С помощью уникальной дренажной системы, которая состоит из четырех продольных борозд, нескольких скошенных и нескольких дуговых канавок, вода просто моментально уходит из-под колеса, предотвращая аквапланирование. Специальный состав резиносмеси дополнительно гарантирует надежное сцепление с мокрой дорогой.

Nokian Hakka Green. Мощная дренажная система этих шин состоит из четырех кольцевых канавок в центре протектора и глубоких поперечных борозд в его плечевых зонах.

Шины отличаются высокой энергоэффективностью и экологичностью. Хакка Грин имеет «продвинутую» систему амортизации – «Silent Sidewall Technology». Суть ее в том, что при помощи специального резинового слоя происходит смягчение ударов по боковинам покрышки, гасится вибрация, что делает передвижение более комфортным.

Инновационный состав резиновой смеси получил название «Intelligent Green Silica». Теперь в нем экологически чистое рапсовое масло, масло сосны, мелкие частицы сажи, которая используется для производства горных шин. Это позволяет резине адаптироваться под дорожное полотно, температуре окружающей среды и стилю вождения ее владельца.

Goodyear Eagle Sport. Скоростные дождевые шины. В составе дренажной системы — четыре продольных канала, большое число косых и поперечных водоотводов. Все это в совокупности не оставляет аквапланированию никаких шансов.

Шины высокопроизводительные и относительно бесшумные. О бренде + цены на всю продукцию.

Michelin CrossClimate. Эти шины отличаются коротким тормозным путем, как на влажном, так и на сухом дорожном покрытии. Резина хорошо себя чувствует в слякоть и дождь, так отвод воды эффективно осуществляется за счет множества дренажных каналов различной формы, расходящихся от центра протектора. О бренде + цены на всю продукцию.

Аквапланирование - SKYbrary Aviation Safety

Информация о товаре
Категория: Теория полета
Источник контента: SKYbrary
Контроль содержания: Воздушные пилоты

Гидропланирование

Описание

Аквапланирование, также известное как аквапланирование, представляет собой состояние, при котором стоячая вода, слякоть или снег приводит к тому, что движущееся колесо самолета теряет контакт с несущей поверхностью, по которой он катится, в результате чего тормозное действие на колесо не эффективен для снижения путевой скорости самолета.

Интересно, что водные лыжи изначально назывались аквапланированием и проводились на простой доске, что подчеркивает, что физика аквапланирования работает на очень низких скоростях по авиационным стандартам. Аквапланирование также очень важно для автомобилей, движущихся со скоростью до 40 миль в час.

Продолжающееся проявление аквапланирования снижает коэффициент торможения до уровня обледенелой или «скользкой» ВПП - менее 20% от аналогичного коэффициента на сухой ВПП.

Причинные факторы

Слой воды накапливается под шиной, что увеличивает сопротивление вытеснению под давлением колеса.В конечном итоге это приводит к образованию клина между взлетно-посадочной полосой и шиной. Это сопротивление вытеснению водой имеет вертикальный компонент, который постепенно поднимает шину и уменьшает площадь контакта с взлетно-посадочной полосой, пока самолет полностью не перейдет в воду. В этом состоянии шина больше не может обеспечивать управление по направлению или эффективное торможение, потому что силы сопротивления настолько малы. Если такое состояние поверхности ВПП преобладает, летный экипаж должен производить расчеты характеристик ВПП своих воздушных судов с использованием данных о «скользкой ВПП»; это, в частности, обеспечивает плохое замедление.Они также должны учитывать пределы составляющих бокового ветра в AFM, которые делают поправку на менее надежное управление направлением.

Аквапланирование может возникнуть при вращении колеса в присутствии воды; это также может произойти при определенных обстоятельствах при беге по воде и мокрому снегу. Аквапланирование на поверхности ВПП с нормальными характеристиками сцепления вряд ли начнется на глубине воды 3 мм или меньше. По этой причине в Европе принята глубина 3 мм в качестве средства определения того, загрязнена ли поверхность взлетно-посадочной полосы водой до такой степени, что это может существенно повлиять на предположения о характеристиках воздушного судна.После того, как аквапланирование началось, его можно поддерживать на поверхностях и на водной глубине, которые не привели бы к его возникновению.

В случае наиболее распространенного типа аквапланирования, называемого динамическим аквапланированием (см. Ниже), существует простая формула ( Формула Хорна ) для расчета минимальной путевой скорости для инициирования этого типа аквапланирования на достаточно мокрой ВПП на основе давление в шинах, где V = путевая скорость в узлах и P = давление в шине в фунтах на квадратный дюйм:

V = 9 x √P

Эта формула основана на подтверждении теории гидродинамической подъемной силы экспериментальными данными.Для многих современных шин константа может быть ближе к 6 или 7, а не к 9. При типичном давлении в шинах около 150 фунтов на квадратный дюйм √P будет 12,25, поэтому аквапланирование возможно при скорости примерно 70 узлов. Эффект продемонстрированной взаимосвязи состоит в том, что у большинства реактивных самолетов, даже относительно небольших, есть значительное `` окно '' для инициирования динамического аквапланирования во время посадки, близкое к максимально допустимому весу, и еще большее окно в случае высокой скорости. отказался от взлета. Предполагается, что давление в шинах и глубина протектора находятся в пределах допустимых ограничений AMM.

Виды аквапланирования

  • Динамическое аквапланирование - это то, что не начинается, пока не будет превышена путевая скорость, указанная выше формулой Хорна. Он не оставляет никаких вещественных доказательств на покрышке или поверхности взлетно-посадочной полосы.
  • Вязкое аквапланирование возникает так же, как и при динамическом аквапланировании, но только на аномально гладких поверхностях, таких как зоны приземления, загрязненные чрезмерными отложениями резины, где оно может начинаться и продолжаться при любой скорости движения.Обычно небольшое количество воды может смешиваться с поверхностным загрязнением. В случае вязкого аквапланирования требуется значительно более тонкий слой загрязнения по сравнению с тем, который требуется для динамического аквапланирования. Он также не оставляет никаких вещественных доказательств на покрышке или поверхности взлетно-посадочной полосы.
  • Обратное аквапланирование резины происходит, когда теплота трения заблокированного колеса при контакте с поверхностью заставляет резину вернуться в неотвержденное состояние и «кипятить» поверхностную влагу в пар.Давление пара поднимает центр шины от поверхности, в то время как края остаются в контакте, образуя уплотнение, которое временно задерживает пар. На шине будут отчетливо видны признаки реверсии резины, а на поверхности взлетно-посадочной полосы будет четко обозначена траектория движения колес в результате «очистки паром под давлением» под шиной. Это единственный вид аквапланирования, при котором на поверхности ВПП остаются вещественные доказательства. Это было гораздо более распространено до того, как устройства противоскольжения получили широкое распространение и обычно случаются только с самолетами, оборудованными таким образом, если используется аварийный тормоз, который применяется напрямую, а не через устройства противоскольжения.

Трение на сухой ВПП

Состояние сцепления на сухой поверхности ВПП должно периодически оцениваться в соответствии с условиями TPN 13 ИКАО. Его также следует повторно оценивать после любого технического обслуживания, которое могло повлиять на гладкость поверхности. Трение на сухой ВПП напрямую связано с меньшим трением на мокрой ВПП, и это влияет на коэффициент торможения. Руководства ИКАО не являются подробными предписаниями, поэтому возможны различные толкования. В частности, усреднение измеренного сцепления по всей взлетно-посадочной полосе или даже на значительных ее участках может скрыть значительные отклонения, поскольку усреднение не всегда связано с крайними значениями или с общими статистическими мерами отклонения от такого среднего значения.

Экипажу известно, что зона приземления (TDZ) на многих взлетно-посадочных полосах может быть в некоторой степени затронута отложениями резины от приземляющихся самолетов. Эти отложения следует регулярно удалять для достижения заявленного минимального уровня сухого трения, но иногда этого может не происходить, и фактическое поверхностное трение в TDZ может быть заметно хуже, чем на остальной части взлетно-посадочной полосы. Если в ходе регулярных проверок или планового технического обслуживания обнаруживается низкое трение для TDZ или любой другой части взлетно-посадочной полосы, тогда, если исправление не может быть достигнуто немедленно, действие NOTAM о том, что взлетно-посадочная полоса может быть скользкой во влажном состоянии. следует принимать.Любое такое состояние с низким коэффициентом трения способствует вязкому аквапланированию, начинающемуся ниже «скорости аквапланирования», и поэтому следует использовать данные о посадочных характеристиках «скользкой взлетно-посадочной полосы». Экипажам следует опасаться загрязненной TDZ против ветра или остановки на конечной остановке, поскольку это может привести к потере торможения только тогда, когда кажется, что посадка была благополучно завершена, а параметр «Обратная тяга» был отключен. Это может быть динамическое или вязкое аквапланирование.

Состояние поверхности ВПП

Состояние поверхности мокрой взлетно-посадочной полосы можно оценить одним из следующих способов:

  • глубина воды в зоне приземления, или
  • измеренное или наблюдаемое тормозное действие.

В некоторых частях мира используется стандартная терминология, которая описывает взлетно-посадочную полосу как сухую, влажную, влажную, мокрую с пятнами воды или затопленную; это часто встречается в сочетании с использованием глубины воды 3 мм на значительной части взлетно-посадочной полосы в качестве разделения между нормальной и загрязненной взлетно-посадочной полосой для целей летно-технических характеристик самолета. Оператор аэропорта несет ответственность за передачу этой информации или ее местного эквивалента пилотам; УВД - это просто средство связи.Если УВД подозревает, что оно неточно или более недействительно, они могут принять решение дать свою собственную оценку, сделанную из комнаты визуального контроля (ВКМ), но перед этим следует указать квалификацию «неофициальный».

Маловероятно, что фактическая глубина воды на взлетно-посадочной полосе будет передана воздушному судну органами УВД; в настоящее время оборудование, которое измеряет тактическое сцепление на мокрых взлетно-посадочных полосах (в отличие от поверхностей с замерзшими отложениями), редко разрешается к использованию, поэтому лучшая информация, которую пилот может получить до посадки, - это неофициальный комментарий о торможении, сделанный УВД ранее приземлившийся самолет.Это должно быть передано диспетчеру УВД с указанием времени отчета, типа воздушного судна, которое его составило, и любых значительных изменений в осадках с момента его получения. Перед взлетом прямое наблюдение должно позволить пилоту получить из первых рук впечатление о состоянии поверхности и степени присутствия на ней воды. Это будет особенно важно в случае отказа от взлета.

Скорость, с которой вода стекает с поверхности взлетно-посадочной полосы, зависит от геометрии поверхности и от того, имеет ли она бороздки или пористый поверхностный слой.Требования к лицензированию аэропортов и взлетно-посадочных полос ограничивают крайние геометрические размеры поверхности, а исключения, разрешенные NAA, должны публиковаться в государственных AIP, откуда они должны быть воспроизведены в виде Примечаний в коммерчески опубликованных Руководствах по полетам, используемых большинством пилотов в кабине экипажа. Даже нормальная геометрия поверхности может привести к необычным колебаниям глубины воды, если существует значительная составляющая бокового ветра; эффектом этого могут быть периоды асимметричного торможения, если одна главная передача в сборе (вероятно, будет с подветренной стороны) обычно тормозит, а другая - при аквапланировании.В случае объявления ненормальной геометрии покрытия необходимо одновременно оценить потенциальное влияние исключений на любую предполагаемую посадку или взлет.

Широко признано, что существующие устройства для передачи информации о вероятном тормозном действии на ВПП или фактических измерениях поверхностного сцепления на мокрых ВПП неудовлетворительны, и большое внимание по-прежнему уделяется разработке улучшенной системы.

Оборона

Примечание: AFM должен служить основным эталоном

Предотвращение аквапланирования

  • Если есть какие-либо сомнения относительно вероятной протяженности воды глубиной более 3 мм на взлетно-посадочной полосе, то следует выбрать альтернативную взлетно-посадочную полосу… если возможно.(В реальном мире, если вы приземляетесь в очень штормовую погоду, все взлетно-посадочные полосы, на которые у вас достаточно топлива, могут быть затронуты аналогичным образом).
  • Если летный экипаж узнает, непосредственно перед посадкой, что глубина воды на взлетно-посадочной полосе, особенно в зоне приземления, увеличилась до такой степени, что вероятно аквапланирование, то следует выполнить уход на второй круг. Если это обстоятельство не является очевидным до момента приземления, тогда, при условии, что это разрешено AFM, посадка должна быть немедленно отклонена с взлетно-посадочной полосы.
  • Если принято решение продолжить заход на посадку, требуется стабилизированный заход на посадку, в результате которого воздушное судно пересекает порог ВПП с правильной воздушной скоростью и высотой для достижения точки приземления в пределах TDZ. Это особенно важно, когда требуемая посадочная дистанция близка к доступной посадочной дистанции. Поскольку проливной дождь обычно сопровождается суровыми условиями, экипажам следует убедиться, что у них достаточно времени для установления устойчивого захода на посадку, и осознавать, что поддержание его может быть довольно сложным.

Общие требования к летной подготовке

  • Пилот должен знать скорость аквапланирования, полученную на основе давления в полностью накачанной шине, как для максимального взлетного, так и для максимального посадочного веса.
  • Во время предполетной внешней проверки следует уделять особое внимание внешнему виду шин, насколько это возможно, особенно глубине протектора. Несмотря на то, что давление в шинах в допустимых пределах важно, может быть чрезвычайно сложно оценить это визуально на многоколесном шасси.(Обратите внимание, что если одна шина выглядит частично спущенной, она может нести вес другой шины на той же оси, которая без давления внутри нее для выталкивания боковых сторон может не казаться спущенной.) Обратитесь за советом инженера, если после при посадке в сильный дождь есть какие-либо признаки реверсии резины
  • Касание основного шасси на мокрой ВПП всегда должно быть твердым и без отскока, чтобы прорваться через поверхностную водную пленку и обеспечить эффективный контакт с поверхностью ВПП раскручивать колеса.(Неподвижное колесо может создать перед собой стену из воды, по которой он будет лететь в акваплане.)

Торможение, срабатывание спойлера, реверсоры тяги и управление колонкой

  • После того, как приземление на всех шасси достигнуто и поддерживается, SOP обычно рекомендуют применение положительного давления передней стойки управления, чтобы уменьшить угол наклона крыла и, следовательно, подъемную силу, и тем самым помочь перенести весь вес самолета на шасси.
  • Существенная составляющая бокового ветра может привести к разнице между величиной веса, передаваемой на каждый узел главной шестерни. Это связано с тем, что, даже когда крылья удерживаются горизонтально с помощью элеронов против ветра, защита фюзеляжа частично закрывает крыло с подветренной стороны. Это увеличивает вероятность возникновения трудностей с управлением по курсу в ситуации, когда также может существовать возможность переходного дифференциального аквапланирования.
  • Если возможно, следует выбирать полную обратную тягу или обратный шаг, пока путевая скорость остается высокой, чтобы получить максимальный эффект.Экипажи должны быть осторожны, чтобы не стать настолько заранее подготовленными к отложенному выбору только реверсивной тяги на холостом ходу для снижения шума в нормальных условиях, что они не смогут быстро выбрать максимальное замедление, когда это необходимо. Полное раскрытие спойлера должно также выполняться, как только все колеса окажутся на земле, если требуется ручной выбор. Автоматическое развертывание наземных интерцепторов может быть отложено до тех пор, пока не будет определена определенная скорость вращения колес, например 25 узлов 46,3 км / ч
    12,85 м / с
    . Тормозные блоки, вероятно, будут иметь системы противоскольжения, так что любое приложенное тормозное давление обходит блоки до тех пор, пока после приземления не будет достигнута заданная скорость вращения колес.Обычно это может быть 50 узлов 92,6 км / ч
    25,7 м / с
    . Выбор автоматического торможения должен соответствовать требованиям AFM и СОП оператора; ручное торможение может быть запрещено до определенного времени после определения конечной точки касания. Важно понимать, как работает каждый из этих факторов, влияющих на замедление, чтобы в случае возникновения аквапланирования оно распознавалось как таковое, а не принималось за неисправность системы. В очень скользких условиях может показаться, что автоматический тормоз выходит из строя при интенсивной работе противоскольжения.Преждевременное отключение автоматического тормоза может увеличить тормозной путь. Экипажи должны быть знакомы с показателями правильного функционирования автоматического торможения / противоскольжения, которые лучше всего изучить на тренажере.

Восстановление после Аквапланирования

  • Аквапланирования следует избегать, если это вообще возможно, потому что, как только оно началось, не существует определенного способа восстановить контроль и установить полезное замедление.
  • В случае продолжающегося аквапланирования можно ожидать, что замедление будет соответствовать замедлению на скользкой ВПП с коэффициентом торможения около 0.05. Примерно на 50% больше тормозного пути, если реверсоры тяги отсутствуют, и примерно на 25%, если они есть (поскольку их влияние не принимается во внимание при расчетах нормальных характеристик посадки). Если прогнозируется сильный дождь для вылета или прибытия, следует очень внимательно рассмотреть вопрос, прежде чем принимать воздушное судно с блокировкой реверса в соответствии с MEL.
  • Перед попыткой приземления на взлетно-посадочную полосу, где вероятно аквапланирование, убедитесь, что существует достаточная посадочная дистанция для «скользкой взлетно-посадочной полосы», чтобы не последовать выезд на взлетно-посадочную полосу, если аквапланирование начнется.
  • При значительном боковом ветре не следует предпринимать попытки приземления на потенциально скользкую ВПП. Ограничения AFM обычно налагают определенные ограничения на допустимую составляющую бокового ветра для этого случая.
  • Помимо немедленного отклонения посадки, когда это допускают ограничения AFM и СОП оператора, мало что можно сделать, если аквапланирование начинается и продолжается. Если используется ручное торможение, то кратковременное отпускание, а затем повторное приложение давления может повысить эффективность торможения.Однако ни при каких обстоятельствах (за исключением серьезной неисправности) не следует отключать систему противоскольжения, поскольку резкое торможение на мокрой взлетно-посадочной полосе без этой защиты обязательно приведет к обратному резиновому аквапланированию и снижению замедления из-за заблокированных колес.

Пример происшествий и происшествий

  • B744, Бангкок, Таиланд, 1999 г. - 23 сентября 1999 г. самолет Boeing 747-400, выполнявший рейс Qantas по расписанию из Сиднея, Австралия, в Бангкок, преодолел взлетно-посадочную полосу 21L во время попытки ночной посадки в условиях нормальной видимости и существенно остановился. неповрежденный в 320 метрах от конца взлетно-посадочной полосы.
  • E135, Джордж, Южная Африка, 2009 г. - 7 декабря 2009 г. после относительно нормального приземления в пункте назначения в условиях обычного дневного света самолет EMB 135 авиакомпании South African Airlink на регулярном пассажирском рейсе из Кейптауна в Джордж не смог нормально замедлить скорость и перелет через конец взлетно-посадочной полосы, что привело к серьезным повреждениям самолета и ранениям 7 из 30 пассажиров на борту и всех трех членов экипажа.
  • E145, Ганновер, Германия, 2005 г. - 14 августа 2005 г. самолет Embraer 145, эксплуатируемый British Airways Regional на регулярном пассажирском рейсе из Бирмингема в Ганновер, преодолел взлетно-посадочную полосу с мокрой посадкой на 160 метров при нормальной видимости после выполнения захода на посадку по ILS в дневное время с огни приближения, видимые с расстояния около 4 морских миль.

Статьи по теме

Дополнительная литература

Фонд безопасности полетов

HindSight

Нидерландская национальная аэрокосмическая лаборатория (NLR)

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA)

.

Как управлять автомобилем при аквапланировании

Во время сильного или продолжительного дождя через дорогу могут образовываться лужи.
Аквапланирование возникает из-за того, что шины не могут очистить дорогу от воды, и между шиной и дорогой образуется «клин» из воды, теряющий сцепление между шинами и дорогой.

Рулевое управление кажется легким, как будто вы едете по льду.

Аквапланирование может быть пугающим событием, однако проблема не в начальных стадиях инцидента, которые могут привести к потере контроля над транспортным средством, а в том, что делает водитель в ответ на инцидент.

Как только вы почувствуете, что автомобиль начинает акваплан, просто уберите ногу с педали акселератора и НЕ используйте тормоз.

НЕ ПАНИКУЙТЕ !!!!!!!!!!

Если в любой момент будет произведено какое-либо торможение, это только ухудшит ситуацию, поэтому не меняйте скорость или направление движения.

Период аквапланирования в 99% случаев составляет не более секунды или двух.

Держите руль,

снимая ногу с педали акселератора

и НЕ используя тормоз

Этого будет достаточно, чтобы получить контроль над транспортным средством.

Через несколько секунд управление автомобилем вернется, и вы снова сможете продолжить путешествие.


ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ



.

Аквапланирование - что это такое и как его избежать -

Определение аквапланирования с точки зрения вождения - это когда между поверхностью дороги и шинами транспортного средства находится достаточное количество воды, чтобы предотвратить контакт между ними.

Аквапланирование или «аквапланирование», как его еще называют, может быть чрезвычайно опасным, поскольку транспортным средством нельзя управлять ни с помощью торможения, ни с помощью рулевого управления. Если вам когда-нибудь посчастливится оказаться в ситуации, когда ваше транспортное средство движется по аквапланированию, вы, вероятно, сочтете это одним из самых ужасных ощущений во время вождения.

В зависимости от серьезности ситуации вы можете на короткое время потерять полный контроль над автомобилем. Следование приведенным ниже советам позволит вашему автомобилю восстановить контроль в кратчайшие сроки.

Стоячая вода

На большинстве современных дорог с интенсивным движением есть выемки, предназначенные для отвода воды. Дорога с интенсивным использованием или плохо построенная дорога со временем может быть повреждена, что может повлиять на изгиб дороги. В периоды дождя в местах, где изгиб дороги неэффективен, могут образовываться стоячие воды или лужи.Автомобиль, столкнувшийся на скорости со стоячей водой, вероятно, упадет на акваплан. Смотрите дорожный развал для более подробного объяснения дорожных изгибов.

Чем вызвано аквапланирование?

Автомобиль глиссирования

Уровень акваплана зависит от скорости, веса, шин и глубины воды. Слой воды между поверхностью дороги и шинами рассеивается протектором шины, обеспечивая контакт между поверхностью дороги и протектором шины. Состояние шин играет важную роль в том, полностью или частично потеряно управление или сможет ли водитель полностью контролировать транспортное средство.

В шинах, которые содержатся в хорошем состоянии, будет правильное давление. Недокачанные или чрезмерно накачанные шины не будут равномерно распределять протектор шины от центра к плечам шин, снижая их эффективность в поддержании сцепления с дорогой в сырую погоду и при аквапланировании.

Эффективность того, как шина рассеивает воду, также определяется глубиной протектора шины. Допустимая глубина протектора шины составляет 1,6 мм по всей окружности шины и не менее 3/4 ширины шины.Дополнительную информацию о запрещенных шинах и типах шин см. В разделе «Законодательные ограничения для шин». Если вы управляете автомобилем с широкими шинами, вы можете быть более склонны к аквапланированию, поскольку весь вес автомобиля распределяется по большей площади. Более узкие шины быстрее прорежут стоячую воду.

Как избежать аквапланирования?

  1. Убедитесь, что все шины в хорошем состоянии и имеют минимальную разрешенную глубину протектора.
  2. Правильное давление в шинах обеспечивает устойчивость автомобиля.Проверьте наклейку с давлением в шинах на вашем автомобиле.
  3. Ездите медленнее во влажных условиях, особенно после сильного ливня. Чем быстрее вы путешествуете, тем меньше сцепление с дорогой.
  4. Посмотрите вперед, нет ли стоячей воды.
  5. Если вы собираетесь войти в стоячую воду, своевременно снижайте скорость, используя торможение двигателем, а не педаль тормоза.

Как контролировать аквапланирование?

В зависимости от обстоятельств, описанных выше, во время серьезного случая аквапланирования практически невозможно управлять автомобилем.Поэтому важно получить контроль в кратчайшие сроки. При правильных действиях аквапланирование должно длиться не более 2–3 секунд, а может и меньше. Вот что делать, если ваша машина начинает акваплан:

1. Аквапланирование рулевого управления

Держите рулевое колесо в направлении движения автомобиля. Не поддавайтесь искушению управлять автомобилем, поскольку, когда автомобиль восстанавливает сцепление с поверхностью дороги, это может привести к резкому изменению направления и другому заносу, поскольку колеса могут быть обращены в другом направлении, в котором движется автомобиль.

2. Скорость аквапланирования

При потере управления автомобилем из-за паники естественной реакцией является резкое торможение. Это может еще больше усугубить потерю контроля. Ускорение будет иметь аналогичный эффект. В идеале вы должны позволить своей машине замедляться естественным образом под собственным весом, поэтому просто уберите ногу с педали газа и не применяйте торможение.

.

Опасности аквапланирования / Nokian Tyres

Летом при движении по сухой дороге водителю не приходится думать о шинах. Когда раздается гроза или постоянный летний дождь заполняет борозды на дороге, это совсем другая игра. Опасность аквапланирования чувствуется в рулевом управлении: управлять автомобилем сложно, особенно если шины в плохом состоянии или изношены. Лучший способ предотвратить аквапланирование - использовать новые шины. Даже новые шины не полностью исключают риск аквапланирования, но управлять автомобилем можно, если вы регулируете скорость движения в соответствии с условиями.

Потерянный

С точки зрения безопасности движения важно иметь шины с надлежащей глубиной канавки и свойствами, соответствующими погодным условиям. Когда на дороге много воды и скорость движения превышает определенный предел, рисунок протектора шины больше не отталкивает воду из-под шины. Будет потеряно ощущение между шиной и дорогой, как и сцепление с дорогой.

Когда протектор покрышек менее четырех миллиметров, сцепление шин с мокрой дорогой и характеристики аквапланирования существенно ухудшаются; В частности, значительно возрастает риск аквапланирования.Кроме того, тормозной путь больше, и автомобиль будет легче заносить.

В ходе недавних испытаний, проведенных Tekniikan Maailma (5/2018), изношенные шины начали аквапланирование уже на скорости 75 км / ч. Лучшая новая шина в тесте начала аквапланирование только на скорости 88 км / ч.

Зона утраченного контакта

Когда скорость движения увеличивается и шины изнашиваются, площадь контакта шины с дорогой значительно уменьшается. На рисунке ниже показан размер зоны контакта летней шины с разной глубиной канавки при движении с разной скоростью по дороге с толщиной воды три миллиметра.Площадь контакта автомобиля с изношенными шинами (резьба 1,6 мм) на скорости 125 км / ч составляет всего 6% по сравнению с неподвижным автомобилем.

.

Аквапланирование - Аквапланирование - qaz.wiki

Um diagrama de um pneu de aquaplanagem Aquaplanagem de dois veículos

A aquaplanagem ou hidroplanagem pelos pneus de um veículo rodoviário, aeronave ou outro veículo com rodas ocorre quando uma camada de água, se forma entre as rodas do veículo ea deraçíma de la veículo ea deraçície de la veículo ea deraçície de la veículo ea deraçía de leão de Responder aos comandos de controle. Se ocorrer em todas as rodas одновременное, o veículo se tornará, na verdade, um trenó descontrolado.A aquaplanagem é um fenômeno diferente de quando a água na superfície da rodovia age meramente como um lubrificante. A tração é diminuída no pavimento molhado, mesmo quando a aquaplanagem não está ocorrendo.

Causas

Cada função do veículo que muda de direção ou velocidade depende do atrito entre os pneus e a superfície da estrada. Как ranhuras de um pneu de borracha são projetadas para дисперсар a água por baixo do pneu, proporcionando alto atrito mesmo em condições molhadas.A aquaplanagem ocorre quando um pneu encontra mais água do que pode disipar. A pressão da água na frente da roda força uma cunha de água sob a borda dianteira do pneu, fazendo com que ele se levante da estrada. O pneu então patina em uma lâmina de água com pouco, ou nenhum, contato direto com a estrada, resultando em perda de controle. Se houver vários pneus de aquavião, o veículo pode perder o controle direcional e deslizar até colidir com um obstáculo ou diminuir и скорость o suficiente para que um ou mais pneus entrem em contato com a estrada novamente e o atrito do.

O risco de aquaplanagem aumenta com a profundidade da água parada e sensibilidade de um veículo a essa profundidade.

Fatores de profundidade da água

  • Profundidade dos trilhos compactados das rodas e depressões longitudinais : Veículos pesados ​​podem causar sulcos no pavimento ao longo do tempo que permitem que a água se acumule.
  • Micro e macrotextura do pavimento : O Concreto Pode Ser Preference ao asfalto hotmix porque oferece melhor resistência à formação de sulcos, embora isso De IDade da superfície e das técnicas de construção empregadas durante.O concreto também Requer atenção especial para garantir que tenha textura suficiente.
  • Inclinação e grau transversal do pavimento : Inclinação transversal é extensionão em que a seção transversal de uma estrada seassemelha a um U virado para cima. Inclinações transversais mais altas permitem que a água escoe mais facilmente. A inclinação - это inclinação da estrada em um ponto específico, que afeta a drenagem e a força excida pelo veículo na estrada. Os veículos são menos propensos a fazer aquaplanagem ao viajarem morro acima e muito mais propensos a fazê-lo no vale de duas colinas conectadas, onde a água tende acumular.В результате получился трансверсальный e grau é chamada gradiente de drenagem ou "grau resultante". A maioria dos manuais de projeto de estradas exige que o gradiente de drenagem em todas, as seções da estrada deve exceder 0,5%, a fim de evitar uma camada espessa de água durante e após a chuva. As áreas onde o gradiente de drenagem pode cair abaixo do limit minimo de 0,5% são encontradas na entrada e na saída das curvas externas inclinadas. Esses pontos quentes são normalmente menos de 1% do comprimento da estrada, mas uma grande parte de todos os acidentes de derrapagem ocorrem lá.Um método para o projetista da estrada reduzir o risco de colisão é mover an transição transversal do склонение да curva externa para uma seção reta da estrada, onde as forças laterais são menores. Se Possível, transição transversal do declive deve ser colocada em um ligeiro aumento ou rebaixamento, evitando assim que o gradiente de drenagem caia para zero. O manual de projeto de estradas do Reino Unido, na verdade, exige a colocação de uma transição transversal de inclinação em uma inclinação криада искусственного, так необходимо.Em alguns casos, asfalto permeável ou concreto podem ser usados ​​para melhorar a drenagem nas transições de decive transversal.
  • Largura do pavimento : Estradas mais largas Requerem uma inclinação transversal mais alta para atingir o mesmo grau de drenagem.
  • Curvatura da Estrada
  • Intensidade e duração da chuva

Fatores de sensibilidade do veículo

  • A velocidade, aceleração, frenagem e direção do motorista
  • Desgaste da banda de rodagem : os pneus gastos aquecem mais facilmente devido à falta de profundidade da banda de rodagem.Как банда родажем семидесгастадас приводит к тому, что аквапланажем проходит со скоростью 3–4 миль в час (5–7 км / ч), майс байша делает que compneus de banda Completeta.
  • Pressão de enchimento do pneu: o enchimento insuficiente pode fazer com que o pneu desvie para dentro, levantando o centro do pneu e evitando que o piso saia da água.
  • Relação de aspecto da banda de rodagem do pneu : quanto mais longo e mais fino for area de contato, menor será a probabilidade de um pneu fazer aquaplan.Os pneus que apresentam maior risco são de diâmetro pequeno e largo.
  • Peso do veículo : mais peso em um pneu corretamente inflado alonga a área de contato, melhorando sua proporção. O peso pode ter o efeito oposto se o pneu estiver com pressão insuficiente.
  • Tipo de veículo : os veículos combinados, como semirreboques, têm maior probabilidade de apresentar aquaplanagem irregular causada pela distribuição desigual de peso. Um трейлер descarregado fará um hidroavião antes da cabine que o puxa.Фотографии или ребоки кроссоверов представлены в виде проблемных вещей.

Não existe uma equação Precisa Precisa for Determinar a velocidade com que um veículo aquaplanará. Os esforços existentes Derivaram regras práticas de testes empíricos. Em geral, os carros começam, fazer aquaplanagem, скорость движения 45–58 миль в час (72–93 км / ч).

Мотоциклы

As motocicletas se beneficiam de pneus estreitos com manchas de contato redondas em forma de canoa.Os pneus estreitos são menos vulneráveis ​​à aquaplanagem porque o peso do veículo é distribuído por uma área menor e os pneus redondos afastam a água com mais facilidade. Essas vantagens diminuem em motocicletas mais leves com pneus naturalmente largos, como as da classe supersport. Além disso, как condições de chuva reduzem a força lateral que qualquer pneu pode acomodar antes de deslizar. Embora um deslizamento em um veículo de quatro rodas Possa ser Corrigido, o mesmo deslizamento em uma motocicleta geralmente fará com que o motociclista caia.Assim, apesar da relativa ausência de perigo de aquaplanagem em condições de chuva, os motociclistas devem ser ainda mais cautelosos porque a tração geral é reduzida em estradas molhadas.

Em veículos motorizados

Rapidez

Возможна приблизительная скорость движения, соответствующая общей гидропланаге, с условным проходом.

Vp = 10,35p {\ displaystyle V_ {p} = 10,35 {\ sqrt {p}}}

Onde está a pressão do pneu em psi e o resultado é velocidade em mph para quando o veículo começar a hidroavião totalmente.Рассмотрим пример того, как работает давление воздуха на 35 фунтов на квадратный дюйм, примерно на 61 миль в час - это скорость, которую нужно преодолеть, давая давление на эстраду. п {\ textstyle p} Vp {\ textstyle V_ {p}}

Но энтанто, эквасан акима форнеце апенас ума апроксимасан муито гроссейра. A resistência à aquaplanagem é Governada por vários fatores Diferentes, Principalmente o peso do veículo, a largura do pneu eo padrão da banda de rodagem, já que todos afetam a pressão da superfícieercise determinida na estrada pelo pneu em um estreito com muito peso colocado sobre ele e um padrão de piso agressivo irá resistir à aquaplanagem em velocidades muito mais altas do que um pneu largo em um veículo leve com piso mínimo.Além disso, вероятная аквапланагема aumenta drasticamente com a profundidade da água.

Респоста

O que o motorista Experimenta quando um veículo aquaplana depende de quais rodas perderam a tração e a direção do percurso.

Se o veículo estiver viajando em linha reta, pode começar a se sentir ligeiramente solto. Se houver um alto nível de sensação na estrada em condições normais, ele pode diminuir repentinamente. Pequenas entradas de controle correcional não têm efeito.

Se as rodas motrizes aquaplane, pode haver um aumento súbito e audível na rotação do motor e na velocidade indicada quando eles começam a girar. Em uma curva ampa em uma rodovia, se as rodas dianteiras perderem a tração, o carro irá derrapar repentinamente para fora da curva. Se as rodas traseiras perderem tração, a parte traseira do carro derrapará lateralmente. Se todas as quatro rodas aquaplanar ao mesmo tempo, o carro deslizará em linha reta, novamente para fora da curva se em uma curva.Quando uma ou todas as rodas recuperam a tração, pode haver um solavanco repentino em qualquer direção para a qual a roda esteja apontada.

Recuperação

As entradas de controle tendem a ser contraproducentes durante a aquaplanagem. Se o carro não estiver em uma curva, afrouxar o pé do acelerador pode diminuir a velocidade o suficiente para recuperar a tração. Os comandos da direção podem colocar o carro em uma derrapagem, cuja recuperação seria diffícil ou impssível. Стремитесь к неизбежности, автомобилисты разрабатывают fazê-lo suavemente e estar preparado para in instabilidade.

Se as rodas traseiras fizerem aquaplan e causar sobreviragem, o motorista deve virar na direção da derrapagem até que os pneus traseiros recuperem a tração e, em seguida, virar rapidamente na outra direção para endireitar o carro.

Prevenção pelo motorista

A melhor estratégia é evitar contribuintes para a aquaplanagem. A pressão адекватного душевого давления, pneus estreitos e não desgastados e velocidades reduzidas daquelas consideradas адекватно модерадас no seco irão mitigar o risco de aquaplanagem, assim como evitará água parada.

Os sistemas eletrônicos de controle de createdilidade não podem substituir as técnicas de direção defensiva e a seleção соответствующими de pneus. Esses sistemas dependem da frenagem seletiva das rodas, que por sua vez dependem do contato com a estrada. Embora o controle de createdilidade Possa Ajudar na recuperação de uma derrapagem quando um veículo diminui a velocidade o suficiente para recuperar a tração, ele não pode evitar a aquaplanagem.

Como a água acumulada e as mudanças nas condições da estrada podem exigir uma redução suave e oportuna da velocidade, o controle de cruzeiro não deve ser usado em estradas molhadas ou com gelo.

На аэронаве

A aquaplanagem, também conhecida como aquaplanagem, é uma condição em que a água parada, lama ou neve, faz com que a roda em movimento de uma aeronave perca o contato com a superfície de suporte de carga na qual está rolando, ação de frenagem na roda não seja eficaz na redução da velocidade de solo da aeronave. Aquaplanagem pode reduzir a eficácia da frenagem das rodas em aeronaves no pouso ou no aborto de uma decolagem, quando pode fazer com que a aeronave saia do final da pista.Aquaplanagem foi um fator em um acidente no voo 1 da Qantas, quando ele saiu do final da pista em Bangkok em 1999 durante uma forte chuva. Aeronaves que podem empregar a frenagem de empuxo reverso têm vantagem sobre os veículos rodoviários em tais situações, pois esse tipo de frenagem não é afetado pela aquaplanagem, mas Requer Uma distância рассмотрите, чтобы не забыть, что родной fasto emão dasto no pista seca.

A aquaplanagem é uma condição que pode ocorrer quando uma aeronave pousa em uma superfície de pista contaminada com água parada, lama e / ou neve molhada.Aquaplanagem pode ter sérios efeitos adversos nocontrole do solo e na eficiência de frenagem. Os três tipos básicos de aquaplanagem são aquaplanagem dinâmica, aquaplanagem de borracha revertida e aquaplanagem viscosa. Qualquer um dos três pode tornar uma aeronave parcial ou totalmente incontrolável a qualquer momento durante a rolagem de pouso.

No entanto, isso pode ser evitado por ranhuras nas histas. В 1965 году делегат ЕСП посетил Королевское авиастроительное учреждение в Фарнборо для снижения уровня моря и начала работы FAA и NASA.Desde então, o grooving foi adotado pela maioria dos Principais aeroportos do mundo. Ranhuras finas são cortadas no concreto, o que permite que a água seja disipada e reduz ainda mais o Potencial para aquaplanagem.

Типос

Вискозо

Aquaplanagem viscosa deve-se às propriedades viscosas da água. Uma fina película de fluido de não mais que 0,025 мм de profundidade é tudo o que é обязательно. O pneu não, следовательно, пенетратор no fluido e rola no topo do filme. Isso pode ocorrer a uma velocidade muito mais baixa do que o aquaplano dinâmico, mas Requer uma superfície lisa ou de ação suave, como asfalto ou uma área de toque revestida com a borracha acumulada de pousos anteriores.Essa superfície pode ter o mesmo coeficiente de atrito que o gelo úmido.

Dinâmico

Аквапланаж динамический с феноменом релятивистского велосипа на высоте 2,5 мм (1/10 пол.) На пиломатериале. À medida que a velocidade da aeronave e a profundidade da água aumentam, a camada de água cria uma resistência crescente ao deslocamento, resultando na formação de uma cunha de água sob o pneu. Em alguma velocidade, chamada de velocidade de aquaplanagem (V p ), ascendente gerada pela pressão da água é igual ao peso da aeronave e o pneu é levantado da superfície da pista.Nessa condição, os pneus não contribuem mais para o controle direcional e ação de frenagem é nula. A aquaplanagem dinâmica está geralmente relacionada à pressão de enchimento do pneu. Os testes mostraram que para pneus com cargas migativas e profundidade de água suficiente para a quantidade de banda de rodagem de modo que a pressão dinâmica da cabeça da velocidade seja aplicada a todo o contato, a velocidade pínima nima 90 ) em nós é de cerca de 9 vezes a raiz quadrada da pressão do pneu em libras por polegada quadrada (PSI).Для давления на давление воздуха 64 фунтов на квадратный дюйм, скорость аквапланажного расчета серии апроксимадаменте 72 человека. Essa velocidade é para uma roda que gira e não desliza; Uma roda travada reduz o V p para 7,7 vezes a raiz quadrada da pressão. Portanto, uma vez que um pneu travado comece a aquaplanar, elecontinará até que a velocidade diminua por outros meios (Arrasto de ar ou empuxo reverso).

Borracha Revertida

A aquaplanagem de borracha revertida (пар) ocorre durante uma frenagem forte que resulta em uma derrapagem duplicada das rodas travadas.Apenas uma fina camada de água na pista é needária para fastenar este tipo de aquaplanagem. Derrapagem do pneu gera calor suficiente para transformar a película de água em uma almofada de steam que mantém o pneu fora da pista. Um efeito colateral do calor é que faz com que a borracha em contato com a pista volte ao seu estado original não curado. В качестве индикаторов uma aeronave que Experimentou aquaplanagem de borracha revertida são marcas distintas de "limpeza a steam" na superfície da pista e um pedaço de borracha revertida no pneu.

Aquaplanagem de borracha revertida freqüentemente segue um encontro com a aquaplanagem dinâmica, durante a qual o piloto pode travar os freios na tentativa de desacelerar a aeronave. Eventualmente, воздушный поток, который должен быть удален из организма, для того, чтобы сделать его более мощным и надежным. Решение для esse tipo de aquaplan é que o piloto libere os freios e allowa que as rodas girem e aplique uma frenagem moderada. Aquaplanagem de borracha revertida é insidiosa, pois o piloto pode não saber quando ela começa e pode persistir em velocidades de solo muito lentas (20 nós ou menos).

Reduzindo o risco

Qualquer pneu de aquaplanagem reduz a eficácia da frenagem e ocontrole direcional.

Quando confrontados com assibleidade de aquaplanagem, os pilotos são aconselhados a pousar em uma pista sulcada (se disponível). Велоцидад де токе деве сер о маис лента возможная, консистентная с сегурансой. Depois que a roda do nariz é baixada para a pista, uma frenagem moderada deve ser aplicada. Se a desaceleração não для обнаружения e houver suspeita de aquaplanagem, o nariz deve ser levantado e o arsto aerodinâmico utilizado para desacelerar até o ponto em que os freios se tornem eficazes.

A técnica de frenagem адекватная основная. Os freios devem ser aplicados com firmeza até chegar a um ponto próximo a uma derrapagem. Ao primeiro sinal de derrapagem, o piloto deve liberar a pressão do freio e permissionir que as rodas girem. Контролируйте директивное развитие обслуживания или большой долгий срок службы. Em um vento cruzado, se ocorrer aquaplanagem, o vento cruzado fará com que a aeronave se mova synchronamente contra o vento (ou seja, o nariz se virará em direção ao vento) e também deslizará contra o vento (o avião тендера a deslizar na direção) em que o ar está se movendo) Para aeronaves pequenas, manter o nariz levantado como se estivesse executando um pouso suave e usar o leme para manter aerodinamicamente o controle direcional enquanto mantém o aileron contra o vento na melhor posição de evitar o leavanta аджудар.No entanto, evite pousar sob chuva forte onde o component do vento cruzado do vento é maior do que o vento cruzado máximo демонстрация listado no Manual de Operações do Piloto.

Veja também

Ссылки

Na linha
Geral

ссылки externos

O Wikimedia Commons Possui Mídia Relacionada ao Аквапланирование .
  • Artigo da NASA que descreve a aquaplanagem, TN D-2056 «Fenômenos de hidroplanagem de pneus pneumáticos».
.

Перевод французского аквапланирования | Английский словарь

Риск аквапланирования неизбежен при торможении. Le risque d'aquaplanage - это неизбежный кулон le freinage.
Наличие риска аквапланирования определяется по отклонению между первой и второй переменными тягового усилия. La Présence d'un Risque d'Aquaplanage - это возвращение в fonction de l'écart entre la première grandeur de traction et la second grandeur de traction.
Формула 3000 оспорила свою первую гонку, и, по словам Николаса Проста, условия чрезвычайно опасные, отсутствие видимости и аквапланирования. Les Formules 3000 на первом курсе, и на Николя Прост, с условиями для экстремальных опасностей, с аквапланированием и на видном месте.
У меня было много моментов с аквапланированием, когда машина только начинала скользить, и я надеялся, что шины снова прилипнут. «J'ai eu beaucoup de Moments en aquaplaning, où la voiture commençait à glisser et j'espérais que les pneus réussissent à retrouver de l'adhérence.
«Там было много воды, я ехал на шестой передаче», - объяснил Мик после Аберхирнанта. A l'arrivée d'Aberhirnant, Meeke se confiait: «Il y avait beaucoup d'eau, j'étais en aquaplanning sur le sixième rapport».
И так сказать мокрые крышки люков, которые придают аквапланированию все направление. Et que dire des plaques d'égouts humides qui donnent à l'aquaplaning tout son sens.
.

Смотрите также